пореформенной России, в течение второй половины XIX в., шло быстрое развитие городской торговли. Самарская, Симбирская и Пензенская губернии, которые составляли Среднее Поволжье и имели благоприятное географическое положение, активно включались в общероссийский рынок. В статье рассматриваются вывозная оптовая торговля на железнодорожных станциях и речных пристанях, а также стационарные формы розничной торговли – лавки и магазины. Основным источником для написания статьи стали документы Государственных архивов Самарской, Ульяновской и Пензенской областей, а также опубликованные статистические материалы государственных учреждений Российской империи. В статье проанализировано развитие различных форм торговли в городах Среднего Поволжья в непосредственной связи с развитием промышленности и транспорта. Кроме того, выявлена торговая специализация различных губернских и уездных городов. Делается вывод, что центральное место в коммерческой деятельности городов Среднего Поволжья занимала оптовая торговля хлебом. Лавки и магазины как стационарные формы розничной торговли к концу XIX в. стали обычным явлением поволжской городской действительности. Главным преимуществом этих форм торговли было постоянство и круглогодичность функционирования. Однако и во второй половине XIX в. в городской торговле присутствовали ее патриархальные формы – базары и ярмарки. Ведущее положение в городской торговле Среднего Поволжья занимала Самара, для которой было характерно быстрое развитие лавочной и магазинной торговли. Это объясняется тем, что она являлась крупным речным портом, торговля в котором благодаря активному железнодорожному строительству стала дополнять торговля по железной дороге.
Одним из самых важных изменений в мировой торговле с 1850 по 1900 годы было существенное ускорение её и повышение динамичности. Это было связано с появлением разветвлённых сетей железных дорог и дальних океанских грузовых кораблей. Не меньшую роль сыграло использование телеграфа, а позднее и телефона, что позволило многократно ускорить и упростить коммуникацию.
Увеличение скорости и объёмов товарооборота не было, однако, единственным изменением. Не менее важным моментом было появление мощных монополий, которые быстро наращивали обороты и стремительно оттесняли более мелких конкурентов на периферию.
Наряду с торговлей между развитыми странами всё большее значение приобретает и поставка сырья из колоний (в обмен на небольшое количество промышленных товаров). Это глубоко повлияло и на типичные маршруты сообщения, и на состав грузопотоков, и на используемые транспортные средства.
Ещё стоит отметить, что во второй половине 19 века (по крайней мере до 1880-х годов) мировая торговля почти не сдерживалась протекционистскими барьерами. Однако по мере усиления глобальной конкуренции между крупными игроками вновь появляется политика таможенных пошлин. Всё более заметную роль начинают играть и банки, которые, как и во внутренней торговле, и в производительных отраслях из "скромных посредников" превращаются в настоящие концентраты мощи и влияния.
пореформенной России, в течение второй половины XIX в., шло быстрое развитие городской торговли. Самарская, Симбирская и Пензенская губернии, которые составляли Среднее Поволжье и имели благоприятное географическое положение, активно включались в общероссийский рынок. В статье рассматриваются вывозная оптовая торговля на железнодорожных станциях и речных пристанях, а также стационарные формы розничной торговли – лавки и магазины. Основным источником для написания статьи стали документы Государственных архивов Самарской, Ульяновской и Пензенской областей, а также опубликованные статистические материалы государственных учреждений Российской империи. В статье проанализировано развитие различных форм торговли в городах Среднего Поволжья в непосредственной связи с развитием промышленности и транспорта. Кроме того, выявлена торговая специализация различных губернских и уездных городов. Делается вывод, что центральное место в коммерческой деятельности городов Среднего Поволжья занимала оптовая торговля хлебом. Лавки и магазины как стационарные формы розничной торговли к концу XIX в. стали обычным явлением поволжской городской действительности. Главным преимуществом этих форм торговли было постоянство и круглогодичность функционирования. Однако и во второй половине XIX в. в городской торговле присутствовали ее патриархальные формы – базары и ярмарки. Ведущее положение в городской торговле Среднего Поволжья занимала Самара, для которой было характерно быстрое развитие лавочной и магазинной торговли. Это объясняется тем, что она являлась крупным речным портом, торговля в котором благодаря активному железнодорожному строительству стала дополнять торговля по железной дороге.
Одним из самых важных изменений в мировой торговле с 1850 по 1900 годы было существенное ускорение её и повышение динамичности. Это было связано с появлением разветвлённых сетей железных дорог и дальних океанских грузовых кораблей. Не меньшую роль сыграло использование телеграфа, а позднее и телефона, что позволило многократно ускорить и упростить коммуникацию.
Увеличение скорости и объёмов товарооборота не было, однако, единственным изменением. Не менее важным моментом было появление мощных монополий, которые быстро наращивали обороты и стремительно оттесняли более мелких конкурентов на периферию.
Наряду с торговлей между развитыми странами всё большее значение приобретает и поставка сырья из колоний (в обмен на небольшое количество промышленных товаров). Это глубоко повлияло и на типичные маршруты сообщения, и на состав грузопотоков, и на используемые транспортные средства.
Ещё стоит отметить, что во второй половине 19 века (по крайней мере до 1880-х годов) мировая торговля почти не сдерживалась протекционистскими барьерами. Однако по мере усиления глобальной конкуренции между крупными игроками вновь появляется политика таможенных пошлин. Всё более заметную роль начинают играть и банки, которые, как и во внутренней торговле, и в производительных отраслях из "скромных посредников" превращаются в настоящие концентраты мощи и влияния.
Объяснение: