Возрождение (или Ренессанс) было культурным и интеллектуальным движением, которое достигло своего пика в XV-XVI веках. Его главной особенностью был повышенный интерес к греко-римским учениям и культуре, большая часть которых во время Средневековья предавалась запрету.
Ренессанс зародился в Италии. Он проявил высокий интерес к классической философии, математике и естественным наукам. Возрос интерес к эстетике классического мира: архитектуре, письму. Возрождение интереса ко всему классическому, с упором на естественную философию, во многом связано с передачей греческой и римской культуры через Византию, а также с сохранением греческой философии.
Ренессанс ассоциируется с такими великими фигурами, как Петрарка, философ-гуманист Пико делла Мирандола, великий художник и изобретатель Леонардо Да Винчи, поэт Данте Алигьери, художник Микеланджело, политический философ Николо Макиавелли и многие другие.
Гуманизм и острый интерес к разуму, свойственный многим из тех, кто был поражен аристотелевской философией в течение этих столетий, вызвали глубокие вызовы авторитету Римско-Католической церкви того времени. Сама Церковь была охвачена многими внутренними проблемами: давняя напряженность между церковной и светской властью - сторонниками императора Священной Римской империи и папы римского - вызвала открытую войну во время раннего Возрождения. Произошел Западный Раско. Такие практики, как продажа индульгенций, религиозных постов и многие другие злоупотребления властью в конечном итоге создали спрос на реформы внутри церкви. Кульминацией этого станет протестантская реформация.
Просвещение началось в середине XVII века и достигло пика в XVIII веке, когда его реальным центром была Франция, а не (как в эпоху Возрождения) Италия.
Просвещение было эпохой триумфа науки - Ньютона, Лейбница, Бэкона - и философии: Декарта, Локка, Спинозы, Канта, Вольтера, Дидро и Монтескье. В отличие от философов эпохи Возрождения, они больше не искали подтверждения в текстах греко-римских философов, а были более основаны на рационализме и эмпиризме. Среди них были атеисты и набожные христиане, но если среди философов Просвещения существовало общее мнение о божественном, то в Просвещения это был деизм.
Политическая философия Просвещения является недвусмысленным предшественником современного западного либерализма: светского, плюралистического, основанного на верховенстве закона, с акцентом на права и свободы личности. Ничего из этого не присутствовало в эпоху Возрождения, когда все еще широко предполагалось, что цари были по существу предопределены Богом, что монархия была естественным порядком вещей и что монархи не подчинялись законам обычных людей, и что они управляли не гражданами, а подданными.
Объяснение:
Отсюда общее: гуманизм и особое отношение к древним знаниям, просвещение, особое отношение к природе и к античному искусству; человек становится центром мира.
Отличия: эпоха Возрождения рассматривает человека как главного субъекта творчества и эстетики; а в эпоху Просвещения – это рациональное знание.
Возрождение (или Ренессанс) было культурным и интеллектуальным движением, которое достигло своего пика в XV-XVI веках. Его главной особенностью был повышенный интерес к греко-римским учениям и культуре, большая часть которых во время Средневековья предавалась запрету.
Ренессанс зародился в Италии. Он проявил высокий интерес к классической философии, математике и естественным наукам. Возрос интерес к эстетике классического мира: архитектуре, письму. Возрождение интереса ко всему классическому, с упором на естественную философию, во многом связано с передачей греческой и римской культуры через Византию, а также с сохранением греческой философии.
Ренессанс ассоциируется с такими великими фигурами, как Петрарка, философ-гуманист Пико делла Мирандола, великий художник и изобретатель Леонардо Да Винчи, поэт Данте Алигьери, художник Микеланджело, политический философ Николо Макиавелли и многие другие.
Гуманизм и острый интерес к разуму, свойственный многим из тех, кто был поражен аристотелевской философией в течение этих столетий, вызвали глубокие вызовы авторитету Римско-Католической церкви того времени. Сама Церковь была охвачена многими внутренними проблемами: давняя напряженность между церковной и светской властью - сторонниками императора Священной Римской империи и папы римского - вызвала открытую войну во время раннего Возрождения. Произошел Западный Раско. Такие практики, как продажа индульгенций, религиозных постов и многие другие злоупотребления властью в конечном итоге создали спрос на реформы внутри церкви. Кульминацией этого станет протестантская реформация.
Просвещение началось в середине XVII века и достигло пика в XVIII веке, когда его реальным центром была Франция, а не (как в эпоху Возрождения) Италия.
Просвещение было эпохой триумфа науки - Ньютона, Лейбница, Бэкона - и философии: Декарта, Локка, Спинозы, Канта, Вольтера, Дидро и Монтескье. В отличие от философов эпохи Возрождения, они больше не искали подтверждения в текстах греко-римских философов, а были более основаны на рационализме и эмпиризме. Среди них были атеисты и набожные христиане, но если среди философов Просвещения существовало общее мнение о божественном, то в Просвещения это был деизм.
Политическая философия Просвещения является недвусмысленным предшественником современного западного либерализма: светского, плюралистического, основанного на верховенстве закона, с акцентом на права и свободы личности. Ничего из этого не присутствовало в эпоху Возрождения, когда все еще широко предполагалось, что цари были по существу предопределены Богом, что монархия была естественным порядком вещей и что монархи не подчинялись законам обычных людей, и что они управляли не гражданами, а подданными.
Объяснение:
Отсюда общее: гуманизм и особое отношение к древним знаниям, просвещение, особое отношение к природе и к античному искусству; человек становится центром мира.
Отличия: эпоха Возрождения рассматривает человека как главного субъекта творчества и эстетики; а в эпоху Просвещения – это рациональное знание.