Сделайте таблицу по этой теме:
ОТРАСЛЬ ФИО и ВКЛАД
Продолжение Бѐлля (роман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведе-
ниях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э.
Ремарк).
Для всех этих произведений характерен реалистический подход. Это
же отличает творчество американских писателей того времени У.
Фолкнера, Э. Хемингуэя. Реализм в литературе сохранялся и позже.
Подобные явления наблюдались и в кинематографе. После войны
огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в
рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселлини «Рим —
открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60 —70-х гг.
XX в. в Италии снималось немало фильмов, обращенных к социальной и
политической тематике. В них остро ставились проблемы власти и
справедливости, свободы и анархии.
Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди американских
фильмов также немало таких, которые обращались к актуальной
социально-политической тематике. Так, многие выдаюг щиеся
произведения посвящены войне во Вьетнаме («Возвращение домой» X.
Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод»
О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров
— вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фантастические
фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные
войны» Дж. Лукаса, «Крестный отец» Ф. Копполы, «Терминатор» и
«Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов
затрагивают острейшие проблемы, в том числе в критическом плане
оценивают состояние американского общества (трилогия «Матрица»
братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д. Финчера).
Популярными остаются различные модернистские направления. В
40—50-е гг. XX в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Камю стали
пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма.
Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней
свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы,
его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии
романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с
конфликтом между требованиями общества и убеждениями героев
романов. В романе Камю «Чума» ставилась проблема выполнения
общественного долга в условиях бедствий.
С 50-х гг. XX в. популярными становятся авангардистские течения,
связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых
отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощущениях и
переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. С.Беккет
поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого
театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург
Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес являлся «маленький человек» с его
бес перед судьбой, паническими настроениями.
Большим успехом с 60-х гг. XX в. пользуются авангардистские
произведения писателей и поэтов Латинской Америки (X.Борхес,X.Кортасар, Г. Маркес и др.).
Одно из господствующих положений в литературе занял жанр
«фэнтези», в котором авторы помещают своих героев в придуманный ими
мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов
«Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена.
Модернистские направления господствовали и в изобразительном
искусстве. Здесь начался новый этап, названный постмодернизмом. В
отличие от модернизма, который следовал определенным эстетическим
нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных
стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40—60-е гг. XX
в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого
направления характерна беспредметность искусства.
В 60 —70-е гг. XX в. как определенная реакция на абстрактный
экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Художник не
создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из
различных материалов. Это нечто объявляется «фактом искусства».
Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господствующее
положение и в других жанрах. Именно с ним связано появление в 60-е гг.
XX в. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его классиками стали певец Э.
Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появились и другие
направления. Возникает огромная индустрия шоу-бизнеса, охватившая
весь мир, заполнившая его звуко- и видеозаписями.
В целом для культуры второй половины XX в. характерен процесс
глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы
начинают господствовать в культуре разных стран и народов.