Саки (Шаки) Са́ки (др. -греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Группы саков Упоминаются у Геродота в древнеперсидских надписях четыре группы саков: саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток» , населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии) саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов) , саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)» , и саки-парасугудам, «за Согдианой» , которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи. Однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала, причём вплоть до новейшего времени. Таким образом, деление саков на «пьющих хаому» , «носящих остроконечную шапку» и «заморских» отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов) , чем истинное самоназвание сакских племён. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги) , апасиаки, парны, кангхи и др. В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами» , а иранские — «турами с быстрыми конями» . Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами» Общие сведения Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле» . В современной научной литературе к сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Северного Причерноморья; в отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга» . Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие. В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья. Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия. Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь».
Саки (Шаки) Са́ки (др. -греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Группы саков Упоминаются у Геродота в древнеперсидских надписях четыре группы саков: саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток» , населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии) саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов) , саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)» , и саки-парасугудам, «за Согдианой» , которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи. Однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала, причём вплоть до новейшего времени. Таким образом, деление саков на «пьющих хаому» , «носящих остроконечную шапку» и «заморских» отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов) , чем истинное самоназвание сакских племён. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги) , апасиаки, парны, кангхи и др. В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами» , а иранские — «турами с быстрыми конями» . Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами» Общие сведения Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле» . В современной научной литературе к сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Северного Причерноморья; в отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга» . Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие. В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья. Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия. Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь».
P.s. прости я больше незнаю, надеюсь чем то