Объединение Волыни и Галича в одних руках привело к перестановке сил. Рюрик Ростиславич вступил в союз с Ольговичами и в 1201 году стал готовить поход на Галич. Однако Роман опередил его, неожиданно появившись на Киевщине во главе волынских и галицких полков. Рюрик вынужден был оставить Киев, где Роман посадил княжить своего двоюродного брата Ингваря Ярославича. Эти события известны по Лаврентьевской летописи, отражающей (при посредстве свода 1305 года) летописание времён Всеволода Большое Гнездо, и в которой отмечено решающее влияние князя Всеволода на перемену власти в Киеве. Аналогично представлено в них вокняжение в Киеве Рюрика в 1194 году.Бегство в Галич византийского императора Алексея III
О бегстве в Галич из осаждённого крестоносцами Константинополя императора Алексея III Ангела сообщает польский хронист второй половины XV века Ян Длугош: «Аскарий же, константинопольский император, после взятия города [крестоносцами] перебрался к Понтийскому морю, в Терсону, а оттуда впоследствии прибыл в Галацию, или Галицкую землю, которая является частью Руси, до сих пор состоящей под Польским королевством, и, будучи милостиво и благосклонно принят и размещён князем Руси Романом, некоторое время пребывал там»[17].
В «Новой церковной истории» после сообщения о захвате Византии крестоносцами итальянский церковный историк дель Фиадони пишет: «Во время же её падения правил Аскарий, как пишет Кузентин, который немедля сам направился через Чёрное море в Херсонес и оттуда отправился в Галатию, что ныне есть часть Руси»[18]. Как следует из приведённой цитаты, известие о бегстве Аскария заимствовано из ещё более раннего источника — хроники Кузентина, — которая является продолжением Анналов архиепископа Ромоальда из Салерно, завершённым архиепископом Козенцы Томазо из Леонтино в 1267—1272 годахБрак с принцессой Ефросиньей-Анной (Марией)
Союз Романа с Алексеем III был скреплён браком галицко-волынского князя с Ефросиньей-Анной, дочерью императора Исаака II Ангела. В летописи сведения о её имени и происхождении отсутствуют, летописец называет вдову Романа просто «княгиней Романовой»: «приѣха Берестьѧне ко Лестькови и просиша Романовъıи кнѧгин̑и дѣтиї»[8]. В настоящее время распространены две версии происхождения княгини Романовой. Согласно «славянской» версии Анна приходилась родственницей одному из представителей волынского боярства, возможно, боярину «Имперский проект» Романа Мстиславича
В «Истории Российской» В. Н. Татищева содержатся шесть совершенно оригинальных (не подтверждаемых известными летописями) рассказов о Романе Мстиславиче: под 1182, 1195, 1197, 1203, 1204, 1205 годами. Время от времени эти татищевские известия используются историками наравне с обычными летописными (чаще не в полном объёме, но выборочно). Недавно весь цикл стал предметом тщательного разбораМирославу. Отчасти 5.Прибытие папских послов
Часто используется историками, начиная с Карамзина, татищевское известие о папском посольстве к Роману под 1204 годом. Татищев писал, что папа (судя по дате, это мог быть только Иннокентий III) предлагал Роману королевскую корону при условии перехода в католичество. Однако Роман отказался и сохранил православную веру. Эта история получила широкую известность благодаря А. К. Толстого «Роман Галицкий» и картине Н. В. Неврева на тот же сюжет.это основано на летописном известии, в котором Мирослав назван «дядькой» Даниила Романовича[24].
Объяснение: Установление контроля над Киевом
Объединение Волыни и Галича в одних руках привело к перестановке сил. Рюрик Ростиславич вступил в союз с Ольговичами и в 1201 году стал готовить поход на Галич. Однако Роман опередил его, неожиданно появившись на Киевщине во главе волынских и галицких полков. Рюрик вынужден был оставить Киев, где Роман посадил княжить своего двоюродного брата Ингваря Ярославича. Эти события известны по Лаврентьевской летописи, отражающей (при посредстве свода 1305 года) летописание времён Всеволода Большое Гнездо, и в которой отмечено решающее влияние князя Всеволода на перемену власти в Киеве. Аналогично представлено в них вокняжение в Киеве Рюрика в 1194 году.Бегство в Галич византийского императора Алексея III
О бегстве в Галич из осаждённого крестоносцами Константинополя императора Алексея III Ангела сообщает польский хронист второй половины XV века Ян Длугош: «Аскарий же, константинопольский император, после взятия города [крестоносцами] перебрался к Понтийскому морю, в Терсону, а оттуда впоследствии прибыл в Галацию, или Галицкую землю, которая является частью Руси, до сих пор состоящей под Польским королевством, и, будучи милостиво и благосклонно принят и размещён князем Руси Романом, некоторое время пребывал там»[17].
В «Новой церковной истории» после сообщения о захвате Византии крестоносцами итальянский церковный историк дель Фиадони пишет: «Во время же её падения правил Аскарий, как пишет Кузентин, который немедля сам направился через Чёрное море в Херсонес и оттуда отправился в Галатию, что ныне есть часть Руси»[18]. Как следует из приведённой цитаты, известие о бегстве Аскария заимствовано из ещё более раннего источника — хроники Кузентина, — которая является продолжением Анналов архиепископа Ромоальда из Салерно, завершённым архиепископом Козенцы Томазо из Леонтино в 1267—1272 годахБрак с принцессой Ефросиньей-Анной (Марией)
Союз Романа с Алексеем III был скреплён браком галицко-волынского князя с Ефросиньей-Анной, дочерью императора Исаака II Ангела. В летописи сведения о её имени и происхождении отсутствуют, летописец называет вдову Романа просто «княгиней Романовой»: «приѣха Берестьѧне ко Лестькови и просиша Романовъıи кнѧгин̑и дѣтиї»[8]. В настоящее время распространены две версии происхождения княгини Романовой. Согласно «славянской» версии Анна приходилась родственницей одному из представителей волынского боярства, возможно, боярину «Имперский проект» Романа Мстиславича
В «Истории Российской» В. Н. Татищева содержатся шесть совершенно оригинальных (не подтверждаемых известными летописями) рассказов о Романе Мстиславиче: под 1182, 1195, 1197, 1203, 1204, 1205 годами. Время от времени эти татищевские известия используются историками наравне с обычными летописными (чаще не в полном объёме, но выборочно). Недавно весь цикл стал предметом тщательного разбораМирославу. Отчасти 5.Прибытие папских послов
Часто используется историками, начиная с Карамзина, татищевское известие о папском посольстве к Роману под 1204 годом. Татищев писал, что папа (судя по дате, это мог быть только Иннокентий III) предлагал Роману королевскую корону при условии перехода в католичество. Однако Роман отказался и сохранил православную веру. Эта история получила широкую известность благодаря А. К. Толстого «Роман Галицкий» и картине Н. В. Неврева на тот же сюжет.это основано на летописном известии, в котором Мирослав назван «дядькой» Даниила Романовича[24].