В XVII в. развиваются многие ремесла: текстильное, горное, кожевенное, строительство, деревообработка, металлургия, производство бумаги, стекла, книгопечатание, ювелирное дело и т. д. Производится добыча поверхностной руды (болотной, луговой, озерной), в том числе за Уралом и в Западной Сибири. В крестьянском производстве плавка руды осуществлялась вручную: раздувались меха и ковалось восстановленное железо, вынутое из печи. На вододействующих мануфактурах этот процесс механизируется и становится возможным получение чугуна, а при его вторичной плавке – высококачественного железа. Промыслом, требовавшим применения техники, было солеварение. Соленые варницы имелись в центральных уездах, в Новгородской земле, в и на востоке от Замосковного края. На солеваренных промыслах Прикамья к концу века было до 200 варниц. На них, как и на пушных промыслах Сибири, рыбных ловлях Мурмана и Каспия использовался в основном наемный труд. Постепенно ремесло приобретает черты мелкотоварного производства. В Ярославле, Казани, Калуге число ремесленных специальностей доходило до 200, а в Москве – до 250. Выделяются центры металлообработки Серпухов, Тула), кожевенного производства (Ярославль, Казань), обработки дерева (Калуга, Вятка), солеварения (Старая Русса, Соль Камская) и т. д. При этом сырье могло привозиться из других районов, что обеспечивало независимость от местных ресурсов. Наблюдается рост ремесленных сел, к концу XVII в. их было не менее 400. В Москве были сосредоточены опытные ремесленники из других городов, иностранные специалисты. Имелись предприятия мануфактурного типа – Пушечный двор, Монетный двор, Пороховая мельница. Кодашевская и Хамовническая слободы представляли тип рассеянной ткацкой мануфактуры. Во второй половине XVII в., на базе ранее существовавшего мелкотоварного производства, мануфактуры продолжают возникать и развиваться. Централизованные мануфактуры функционировали в металлургии (Тула, Кашира, Урал судостроении, солеварении, канатно-прядильном деле, кожевенном и силикатном производстве. О распространении рассеянной мануфактуры свидетельствует присутствие на рынке товаров-полуфабрикатов и устойчивый спрос на отдельные виды сырья в одной и той же местности.
Постепенно ремесло приобретает черты мелкотоварного производства. В Ярославле, Казани, Калуге число ремесленных специальностей доходило до 200, а в Москве – до 250. Выделяются центры металлообработки Серпухов, Тула), кожевенного производства (Ярославль, Казань), обработки дерева (Калуга, Вятка), солеварения (Старая Русса, Соль Камская) и т. д. При этом сырье могло привозиться из других районов, что обеспечивало независимость от местных ресурсов. Наблюдается рост ремесленных сел, к концу XVII в. их было не менее 400. В Москве были сосредоточены опытные ремесленники из других городов, иностранные специалисты. Имелись предприятия мануфактурного типа – Пушечный двор, Монетный двор, Пороховая мельница. Кодашевская и Хамовническая слободы представляли тип рассеянной ткацкой мануфактуры.
Во второй половине XVII в., на базе ранее существовавшего мелкотоварного производства, мануфактуры продолжают возникать и развиваться. Централизованные мануфактуры функционировали в металлургии (Тула, Кашира, Урал судостроении, солеварении, канатно-прядильном деле, кожевенном и силикатном производстве. О распространении рассеянной мануфактуры свидетельствует присутствие на рынке товаров-полуфабрикатов и устойчивый спрос на отдельные виды сырья в одной и той же местности.