Различия между законами хаммурапи и заповедями моисея.

Soffa6110 Soffa6110    3   02.10.2019 09:00    3

Ответы
kamilaCOOL777 kamilaCOOL777  02.10.2019 09:00

законы моисея и хаммурапи

в основе двух мировых религий — иудаизма и христианства лежит

та часть ветхого завета, которая известна как пятикнижие моисеево

(тора). тора содержит в развернутой форме концепцию единобожия

и морально-нравственные нормы, рассматриваемые как завет бога

и его высший закон. на важность и незыблемость этого закона

имеются неоднократные ссылки в новом завете. пятикнижие

моисеево оказало значительное влияние и на формирование такой

мировой монотеистической религии, как ислам. в коране содержится

однозначное указание на необходимость соблюдения всего, что

предписано торой. в свою очередь несомненно, что пятикнижие

унаследовало опыт борьбы с ростовщичеством в древней

месопотамии и пошло на этом пути значительно дальше. автор

ветхозаветного законодательства безусловно был знаком

и с законами хаммурапи.

законодательство хаммурапи и законы моисея имеют общей чертой

ссылки на божественное происхождение. поэтому оба свода законов

священны и подлежат безусловному исполнению. законы хаммурапи

были открыты в ходе археологических раскопок в сузах в 1902 году,

столице древнего государства элам. на черном базальтовом столбе

было высечено изображение царя хаммурапи, стоящего

в молитвенной позе перед богом солнца вавилонян шамашем,

который вручал ему эти законы. аналогично и моисею бог вручил

каменные скрижали с законами на горе синай. имеется несколько

норм, которые и в законах хаммурапи, и в законах

моисея.

однако есть и принципиальные различия. в законах хаммурапи

нашла отражение определенная приземленность религиозной

идеологии и системы ценностей обитателей древней месопотамии.

в религиозных верованиях месопотамии не были разработаны

понятия об аде и загробной жизни, о посмертном воздаянии

за добродетельный образ жизни. свой отпечаток наложило

многобожие. потусторонний мир в представлениях жителей древней

месопотамии, сложившихся ко времени принятия законов хаммурапи

и сохранявшихся на протяжении последующего тысячелетия, считался

абсолютным злом, а все хорошее связывалось с земной жизнью.

в шумерско-вавилонской иерархии ценностей не духовному

совершенствованию и не исполнению закона божьего, а имуществу,

богатству неизменно отводилось главенствующее место (поскольку

не что иное, как материальное благосостояние открывало доступ

к наслаждению, которое наряду со служением богам являлось уделом

человека). в заповеди «небо далеко, а земля драгоценна»

заключались воззрения людей практически мыслящих, всецело

обращенных к земным радостям и печалям. этим объясняется почти

полное отсутствие в законах хаммурапи сакрально-религиозных

мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение,

светский подход в праве к храмовым должностям, которые могли

передаваться, продаваться и передаваться по наследству,

да и к самим храмам с их широкой торговой, ростовщической

и другой предпринимательской деятельностью. законы хаммурапи

конкретны, просты и утилитарны. это свод правил и положений,

регулирующих имущественные права и ряд ключевых видов

деятельности с санкциями за их нарушение,

налагаемыми царской, а не божественной властью.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме История