Значительный вклад в развитие культуры арабского миравнесли народы, которые населяют ныне страны Средней Азии. В эпоху Арабского халифата из Средней Азии вышли такие выдающиеся астрономы, как Аль-Хорезми и Аль-Бируни. В XV в. в Самарканде жил величайший астроном своего времени Улугбек.
Улугбек был любимым внуком кровавого завоевателя Азии Тимура, который в XIV в. подчинил себе огромную державу со столицей в Самарканде. Несмотря на все усилия деда воспитать в Улугбеке несгибаемый воинственный дух, этого ему так и не удалось. После ряда неудачных военных походов Улугбек окончательно охладевает к славе воителя. Он предпочитает уделять время любимым научным занятиям.
Улугбек осуществляет строительство вблизи Самарканда огромной обсерватории, равной которой история до него еще не знавала. На вершине холма, в саду, среди небольших жилых построек для наблюдателей, высилось трехэтажное цилиндрическое здание обсерватории. Внутри здания, вдоль меридиана с точностью до 10' располагался главный угломерный инструмент обсерватории, называемый вертикальным кругом. Это была поставленная на ребро четвертая часть окружности радиусом
40,6 м.
Чтобы не возводить чересчур высокого здания, строители поместили нижнюю часть вертикального круга в траншею, уходящую в скальный грунт на глубину 11 м. Надземная же часть этого угломерного инструмента высотой около 30 м была выложена из кирпича. Общая протяженность дуги вертикального круга достигала, по-видимому, 63 м.
Рабочая поверхность вертикального круга была разделена посередине глубокой бороздкой, так что он был похож как бы на две стоящие рядом друг с другом дуги окружности. Обе эти дуги были облицованы мраморными плитками с делениями, проведенными через каждый градус и обозначенными соответствующими арабскими цифрами. Внутри центральной бороздки перемещалась маленькая тележка с при для точного отсчета высот светил над горизонтом.
Обсерватория Улугбека до наших дней не сохранилась, но в результате раскопок, выполнявшихся в начале XX в. и повторно после Великой Отечественной войны, была найдена вырубленная в скале траншея и подземная часть гигантского вертикального круга. В наши дни ее может осмотреть каждый, кто побывает в древнем Самарканде.
Улугбек не только сам занимался астрономическими наблюдениями, но и собирал вокруг себя известных астрономов. С помощью описанного вертикального круга и других инструментов в обсерватории Улугбека были составлены точнейшие для того времени новые астрономические таблицы — каталог 1018 звезд, не знавший себе равных по полноте и точности вплоть до XVII в. Улугбек и его соратники из своих измерений уточнили значения многих важных астрономических величин
Регоми фалакиёт). В 1417–1420 гг. он построил медресе в Самарканде. Медресе Улугбека стало настоящим центром дискуссий и полемики, научных и творческих изысканий мыслителей этой эпохи. Улугбек, также, сам лично преподавал в медресе. Абу Тохирходжа Самарканди, в своем труде, пишет об этом так: «После того, как было завершено строительство здания медресе, Улугбек мирза назначил Казизада Руми его мударрисом (основным преподавателем). Он сам лично читал иногда там лекции» . Улугбек хорошо знал геометрию, математику, астрономию, историю, литературу, логику и музыкальное искусство. Он обладал, также, хорошим знанием Корана, хадисов и фикха (мусульманская теология). О научных достижениях Мирзо Улугбека и о его покровительстве людям искусства и науки нам дает сведения письмо его учителя Гиёсиддина Джамшида Кашани, написанное своему отцу . В нем он писал так: «...он исламский правитель и пусть Великий Аллах сделает его правление вечным. Он учёный человек. Я хочу сказать, в первую очередь, что эта благородная личность наизусть знает большую часть Корана, может также пояснить суры Корана. Каждый день, перед собравшимся народом, он читает по две суры Корана не делая ни одной ошибки. Он очень хорошо знает арабскую грамматику и синтаксис, владеет изысканным почерком. Вместе с этими качествами, он также является хорошим знатоком исламского права (фикх), логики, литературы и музыки. Кроме того, Улугбек обладает широкими знаниями во всех сферах математической науки. В данной области науки его интересы дошли до того, что, даже когда он ездит верхом, иногда начинает спрашивать других, например, о том, на какое время года приходятся дни с десятого по пятнадцатое число месяца ражаб 818 года по лунному календарю. (Когда никто не отвечает) Он сам, не слезая с коня, начинает считать степени и минуты длины солнца и находит верный ответ. В этом случае, когда делаются устные подсчеты, очень важно помнить цифры. (В тот момент) Один из присутсвующих при нем пытался произвести подсчеты цифр устно, но он не обладал хорошой памятью и не смог подсчитать степени и минуты солнца. Из современников никто не сможет обойти Улугбека по устным подсчетам когда используются сложные цифры. Я хочу подчеркнуть ещё то, что нет равных Улугбеку Мирзо в математической науке. Он приводит обоснованные факты о небесных явлениях и в состоянии делать научно обоснованные правильные выводы. Его превосходительство, также, отлично читает уроки по произведениям «Тазкира» Насируддина Туси и «Ат-тухфа аш-Шахи» Кутбиддина Махмуда ибн Масъуда Ширази, и это невозможно описать... Его величество, защитник государства, почти ежедневно участвует на уроках и занятиях в медресе, при этом он очень любит преподавать секреты математической науки. Я, раб божий и ваш сын, также, постепенно стал участвовать в его занятиях» . В эпоху Улугбека явно наблюдается развитие науки, особенно таких точных наук как астрономия, математика, медицина, география, химия, а также таких гуманитарных наук как история, литература и др. . Об этом в своем сочинении Абдураззак Самарканди писал так: «Он хотел рас свои знания по всему остальному миру подобно тому как солнце сияет своими лучами в небе, и поднять сияние разума из глубины земли до самого высшего небесного свода, в частности, эхо наблюдения за звездами рас по самому небесному своду, а дальше установить торжество этого великого дела на поверхности земли». Согласно этому «Платон того времени» Салахуддин Муса Казизада Руми, «Птоломей того времени» воспитанник самого Улугбека Алауддин Али Кушчи, которого он назвал своим «благородным дитём», — были постоянными жителями Самарканда. Кроме того, Мирзо Улугбек смог создать «научный коллектив» вместе с Гиясуддином Джамшидом приглашенным им с Кашана и уважаемым мавляна Муиниддином, которые владели секретами всех точных и неточных наук, а также туда включились другие учёные современники, отличающиеся своими великими знаниями по астрономии, математике, тригонометрии и философии на таком уровне, на которым они были в состоянии изобретать другой «Альмагест»; и с Великого сотворителя мира они изучали каждое состояние частей неба, и, с решительными шагами разума, он изучал расстояние между небесными телами, каждую минуту и секунду с астрономической точностью, составляя календарные таблицы и организовал искусные дискуссии, посвященные этим чудесным явлениям» Особенно важную роль в научной жизни играли медресе Улугбека и его обсерватория. Абу Тахирходжа Самарканди, в своем труде «Самария», изложил эти события следующим образом: «После четырёх лет с тех пор, как было завершено строительство медресе в 833 (1428 г.)
Значительный вклад в развитие культуры арабского миравнесли народы, которые населяют ныне страны Средней Азии. В эпоху Арабского халифата из Средней Азии вышли такие выдающиеся астрономы, как Аль-Хорезми и Аль-Бируни. В XV в. в Самарканде жил величайший астроном своего времени Улугбек.
Улугбек был любимым внуком кровавого завоевателя Азии Тимура, который в XIV в. подчинил себе огромную державу со столицей в Самарканде. Несмотря на все усилия деда воспитать в Улугбеке несгибаемый воинственный дух, этого ему так и не удалось. После ряда неудачных военных походов Улугбек окончательно охладевает к славе воителя. Он предпочитает уделять время любимым научным занятиям.
Улугбек осуществляет строительство вблизи Самарканда огромной обсерватории, равной которой история до него еще не знавала. На вершине холма, в саду, среди небольших жилых построек для наблюдателей, высилось трехэтажное цилиндрическое здание обсерватории. Внутри здания, вдоль меридиана с точностью до 10' располагался главный угломерный инструмент обсерватории, называемый вертикальным кругом. Это была поставленная на ребро четвертая часть окружности радиусом
40,6 м.
Чтобы не возводить чересчур высокого здания, строители поместили нижнюю часть вертикального круга в траншею, уходящую в скальный грунт на глубину 11 м. Надземная же часть этого угломерного инструмента высотой около 30 м была выложена из кирпича. Общая протяженность дуги вертикального круга достигала, по-видимому, 63 м.
Рабочая поверхность вертикального круга была разделена посередине глубокой бороздкой, так что он был похож как бы на две стоящие рядом друг с другом дуги окружности. Обе эти дуги были облицованы мраморными плитками с делениями, проведенными через каждый градус и обозначенными соответствующими арабскими цифрами. Внутри центральной бороздки перемещалась маленькая тележка с при для точного отсчета высот светил над горизонтом.
Обсерватория Улугбека до наших дней не сохранилась, но в результате раскопок, выполнявшихся в начале XX в. и повторно после Великой Отечественной войны, была найдена вырубленная в скале траншея и подземная часть гигантского вертикального круга. В наши дни ее может осмотреть каждый, кто побывает в древнем Самарканде.
Улугбек не только сам занимался астрономическими наблюдениями, но и собирал вокруг себя известных астрономов. С помощью описанного вертикального круга и других инструментов в обсерватории Улугбека были составлены точнейшие для того времени новые астрономические таблицы — каталог 1018 звезд, не знавший себе равных по полноте и точности вплоть до XVII в. Улугбек и его соратники из своих измерений уточнили значения многих важных астрономических величин
дайте крону Объяснение:
Регоми фалакиёт). В 1417–1420 гг. он построил медресе в Самарканде. Медресе Улугбека стало настоящим центром дискуссий и полемики, научных и творческих изысканий мыслителей этой эпохи. Улугбек, также, сам лично преподавал в медресе. Абу Тохирходжа Самарканди, в своем труде, пишет об этом так: «После того, как было завершено строительство здания медресе, Улугбек мирза назначил Казизада Руми его мударрисом (основным преподавателем). Он сам лично читал иногда там лекции» . Улугбек хорошо знал геометрию, математику, астрономию, историю, литературу, логику и музыкальное искусство. Он обладал, также, хорошим знанием Корана, хадисов и фикха (мусульманская теология). О научных достижениях Мирзо Улугбека и о его покровительстве людям искусства и науки нам дает сведения письмо его учителя Гиёсиддина Джамшида Кашани, написанное своему отцу . В нем он писал так: «...он исламский правитель и пусть Великий Аллах сделает его правление вечным. Он учёный человек. Я хочу сказать, в первую очередь, что эта благородная личность наизусть знает большую часть Корана, может также пояснить суры Корана. Каждый день, перед собравшимся народом, он читает по две суры Корана не делая ни одной ошибки. Он очень хорошо знает арабскую грамматику и синтаксис, владеет изысканным почерком. Вместе с этими качествами, он также является хорошим знатоком исламского права (фикх), логики, литературы и музыки. Кроме того, Улугбек обладает широкими знаниями во всех сферах математической науки. В данной области науки его интересы дошли до того, что, даже когда он ездит верхом, иногда начинает спрашивать других, например, о том, на какое время года приходятся дни с десятого по пятнадцатое число месяца ражаб 818 года по лунному календарю. (Когда никто не отвечает) Он сам, не слезая с коня, начинает считать степени и минуты длины солнца и находит верный ответ. В этом случае, когда делаются устные подсчеты, очень важно помнить цифры. (В тот момент) Один из присутсвующих при нем пытался произвести подсчеты цифр устно, но он не обладал хорошой памятью и не смог подсчитать степени и минуты солнца. Из современников никто не сможет обойти Улугбека по устным подсчетам когда используются сложные цифры. Я хочу подчеркнуть ещё то, что нет равных Улугбеку Мирзо в математической науке. Он приводит обоснованные факты о небесных явлениях и в состоянии делать научно обоснованные правильные выводы. Его превосходительство, также, отлично читает уроки по произведениям «Тазкира» Насируддина Туси и «Ат-тухфа аш-Шахи» Кутбиддина Махмуда ибн Масъуда Ширази, и это невозможно описать... Его величество, защитник государства, почти ежедневно участвует на уроках и занятиях в медресе, при этом он очень любит преподавать секреты математической науки. Я, раб божий и ваш сын, также, постепенно стал участвовать в его занятиях» . В эпоху Улугбека явно наблюдается развитие науки, особенно таких точных наук как астрономия, математика, медицина, география, химия, а также таких гуманитарных наук как история, литература и др. . Об этом в своем сочинении Абдураззак Самарканди писал так: «Он хотел рас свои знания по всему остальному миру подобно тому как солнце сияет своими лучами в небе, и поднять сияние разума из глубины земли до самого высшего небесного свода, в частности, эхо наблюдения за звездами рас по самому небесному своду, а дальше установить торжество этого великого дела на поверхности земли». Согласно этому «Платон того времени» Салахуддин Муса Казизада Руми, «Птоломей того времени» воспитанник самого Улугбека Алауддин Али Кушчи, которого он назвал своим «благородным дитём», — были постоянными жителями Самарканда. Кроме того, Мирзо Улугбек смог создать «научный коллектив» вместе с Гиясуддином Джамшидом приглашенным им с Кашана и уважаемым мавляна Муиниддином, которые владели секретами всех точных и неточных наук, а также туда включились другие учёные современники, отличающиеся своими великими знаниями по астрономии, математике, тригонометрии и философии на таком уровне, на которым они были в состоянии изобретать другой «Альмагест»; и с Великого сотворителя мира они изучали каждое состояние частей неба, и, с решительными шагами разума, он изучал расстояние между небесными телами, каждую минуту и секунду с астрономической точностью, составляя календарные таблицы и организовал искусные дискуссии, посвященные этим чудесным явлениям» Особенно важную роль в научной жизни играли медресе Улугбека и его обсерватория. Абу Тахирходжа Самарканди, в своем труде «Самария», изложил эти события следующим образом: «После четырёх лет с тех пор, как было завершено строительство медресе в 833 (1428 г.)
Объяснение: