Отдых в Карелии с Русским Севером phone (8142) 73-43-43 73-47-27 Туроператор по Карелии и Соловецким островам Обработка льна
Важным хозяйственным занятием крестьян Пудожья было выращивание и обработка льна. Лен выращивали по всей средней и южной Карелии. Однако только пудожский лен под названием «корелка» получил международную известность. «Корелка» - это не особый сорт растений, а волокно, которое, благодаря многовековым традиционным умениям, в руках пудожских крестьянок приобретало мягкость, шелковистость и особый серебристый блеск.
Трудно переоценить значение льна в крестьянском хозяйстве. Лен - это и одежда для домочадцев, и паруса на быстрой сойме, и невод в озере, и огонь в лампаде. Нарядная белизна тканей украшала любой праздник, со льном связан годовой цикл женских работ и зимние увеселения молодежи.
Умение выращивать и обрабатывать лен, сложившееся в древности, существовало почти без изменений до середины XX века. Лучший лен родился на подсеках. Землю расчищали, вспахивали и засевали обычно мужчины. Начиная с прополки, все работы со льном переходили к женщинам, занимая большую часть года и во многом определяя нелегкую женскую долю. Лен «рвали», прочесывали деревянными гребнями и долго вымачивали в озерах и речках. Вымоченный лен стлали для сушки в лугах, затем досушивали в ригах или банях и теплым мяли «мялицами», трепали «трепальницами», вычесывали щетями. Часть готового волокна шла на продажу и порой становилась единственным источником дохода для уплаты денежных налогов. Как говорилось в пословице, «удастся лен, так шелк, не удастся - так щелк!». Большая часть полученного волокна использовалась для нужд собственного хозяйства.
За прядением проходила северная длительная зима. Умение прясть тонкую ровную пряжу ценилось очень высоко. По количеству и качеству спряденной нити судили о характере и достоинствах невесты. К веретену старались приучать с 5-7 лет, и лучшим подарком девушке была нарядная резная или расписная прялка. Начиная с Великого поста, в избу вносили ткацкие станы. Под быстрое мелькание челноков рождалось тонкое полотно и грубая рядина, многоцветная пестрядь, и узорчатая бранная ткань. Пока спорилась женская работа, мужчины из грубых волокон льна, остающихся после чесания, вили бечеву, веревки, канаты, из прочных крученых нитей плели сети, шили мешки и паруса. В редких случаях, если семян было много, отжимали льняное масло. Кроме того, надо было проверить, не износились ли старые мялицы, гребни и веретена, и изготовить в случае надобности новые, так как все при делались самими крестьянами. Работу торопила надвигающаяся весна, а вместе с ней - заботы о новом льне.
Тысячелетняя практика обработки льна оставила в народной культуре развитой комплекс представлений, поверий, обрядов. Нить, струящаяся из-под пальцев пряхи, невольно связывалась с человеческой жизнью. Не случайно переосмысление процесса прядения можно обнаружить в мифах о творении мира. Народные игры и танцы сохранили до нашего времени элементы древних обрядов, в их рисунке мы узнаем завивание прядущейся нити или рождение ткани. С прядением и ткачеством связывались представления о любви и удачном браке. На зимних собраниях молодежи, где определялись первые симпатии, девушки приходили именно с прялками. И чтобы вернее была удача, на прялках расцветало «древо жизни», сияло резное солнце, щедро рассыпались символы земли, воды и плодородия.
phone
(8142)
73-43-43
73-47-27
Туроператор по Карелии и Соловецким островам
Обработка льна
Важным хозяйственным занятием крестьян Пудожья было выращивание и обработка льна. Лен выращивали по всей средней и южной Карелии. Однако только пудожский лен под названием «корелка» получил международную известность. «Корелка» - это не особый сорт растений, а волокно, которое, благодаря многовековым традиционным умениям, в руках пудожских крестьянок приобретало мягкость, шелковистость и особый серебристый блеск.
Трудно переоценить значение льна в крестьянском хозяйстве. Лен - это и одежда для домочадцев, и паруса на быстрой сойме, и невод в озере, и огонь в лампаде. Нарядная белизна тканей украшала любой праздник, со льном связан годовой цикл женских работ и зимние увеселения молодежи.
Умение выращивать и обрабатывать лен, сложившееся в древности, существовало почти без изменений до середины XX века. Лучший лен родился на подсеках. Землю расчищали, вспахивали и засевали обычно мужчины. Начиная с прополки, все работы со льном переходили к женщинам, занимая большую часть года и во многом определяя нелегкую женскую долю. Лен «рвали», прочесывали деревянными гребнями и долго вымачивали в озерах и речках. Вымоченный лен стлали для сушки в лугах, затем досушивали в ригах или банях и теплым мяли «мялицами», трепали «трепальницами», вычесывали щетями. Часть готового волокна шла на продажу и порой становилась единственным источником дохода для уплаты денежных налогов. Как говорилось в пословице, «удастся лен, так шелк, не удастся - так щелк!». Большая часть полученного волокна использовалась для нужд собственного хозяйства.
За прядением проходила северная длительная зима. Умение прясть тонкую ровную пряжу ценилось очень высоко. По количеству и качеству спряденной нити судили о характере и достоинствах невесты. К веретену старались приучать с 5-7 лет, и лучшим подарком девушке была нарядная резная или расписная прялка. Начиная с Великого поста, в избу вносили ткацкие станы. Под быстрое мелькание челноков рождалось тонкое полотно и грубая рядина, многоцветная пестрядь, и узорчатая бранная ткань. Пока спорилась женская работа, мужчины из грубых волокон льна, остающихся после чесания, вили бечеву, веревки, канаты, из прочных крученых нитей плели сети, шили мешки и паруса. В редких случаях, если семян было много, отжимали льняное масло. Кроме того, надо было проверить, не износились ли старые мялицы, гребни и веретена, и изготовить в случае надобности новые, так как все при делались самими крестьянами. Работу торопила надвигающаяся весна, а вместе с ней - заботы о новом льне.
Тысячелетняя практика обработки льна оставила в народной культуре развитой комплекс представлений, поверий, обрядов. Нить, струящаяся из-под пальцев пряхи, невольно связывалась с человеческой жизнью. Не случайно переосмысление процесса прядения можно обнаружить в мифах о творении мира. Народные игры и танцы сохранили до нашего времени элементы древних обрядов, в их рисунке мы узнаем завивание прядущейся нити или рождение ткани. С прядением и ткачеством связывались представления о любви и удачном браке. На зимних собраниях молодежи, где определялись первые симпатии, девушки приходили именно с прялками. И чтобы вернее была удача, на прялках расцветало «древо жизни», сияло резное солнце, щедро рассыпались символы земли, воды и плодородия.