Верховное божество коми — Ен (Бог -- заимствование от русского, представитель светлой половины жизни) сведения о котором сохранил фольклор,- демиург; в дуалистических мифах зырян ему противостоит Омӧль (или Плохой — в переводе с русского), у пермяков — Куль. Согласно одному из космогонических мифов, Ен и Омэль вылупились из двух яиц, снесённых уткой в первичном океане, куда упали ещё 4 яйца. Мать просит детей достать яйца и разбить их о её тело; сама она поднимается в воздух и, бросаясь вниз, разбивается о воду. Когда Ен ныряет за яйцами, Омэль покрывает океан льдом, но Ен разбивает лёд громом и молнией (видимо, инвертированная мифологема, восходящая к славянским апокрифам, где противник дьявола заковывает море льдом, пока тот ныряет). Ен творит землю из яйца на теле матери; из другого яйца он делает себе Омэль создаёт луну и злых духов из двух других яиц. По другим вариантам мифа, Ен и Омэль плавали по мировому океану в образах лебедя и гагары (или летали как два голубя и т. п.). Лебедь сильнее гагары — он повергает её в ужас громовыми раскатами своего голоса. Гагара по приказу Ена приносит земли со дна, и они создают сушу. Она достаётся Ену, и Омэль просит для себя места, достаточного лишь для того, чтобы воткнуть кол в землю. Из отверстия в земле он выпускает злых духов, гадов, вредных животных. Ен творит небо, звёзды, солнце, леса, реки и т. п. Тогда Омэль строит себе второе небо, Ен — третье и т. д. до семи небес, которые имеют цвета радуги (здесь также вероятен славянский апокрифический источник). Однако Ен громом низвергает Омэля и злых духов на землю, где те рассеиваются по лесам, болотам, рекам (ср. миф о падших ангелах в христианской традиции). По Омэля Ен разделил земные богатства между людьми и духами — лешими (ворса), водяными (васа) и т. п. Интересен вариант космогонического мифа, представляющий Ена и Омэля в виде лягушек в болоте, причём Ен — слеп и глуп, Омэль — зряч и хитёр. Из крови Омэля возникают животные и женщина, ставшая его женой (ср. некоторые богомильские легенды, где инициатива творения принадлежит дьяволу). После неудачной попытки похитить жену Ен решил отгородиться от Омэля и создал небо, где поселился со своими голубями. Голубей погубили вороны Омэля, лишь один вернулся с тиной в клюве, и когда ворон попытался вырвать тину, Ен придушил его. Из тины возникла земля; вода, пролившаяся из глотки ворона, стала морями и океанами. Омэль пробирается на небо, но Ен скидывает его вниз, оставляя женщину себе; та родила ему близнецов — богов Войпеля (бог северного ветра, букв. «северное ухо») и Ёму (образ которой снижен в фольклоре до роли злой волшебницы, Бабы-Яги). Омэль сбросил семью Ена вниз на землю, и все народы произошли от Войпеля и Ёмы.
Верховное божество коми — Ен (Бог -- заимствование от русского, представитель светлой половины жизни) сведения о котором сохранил фольклор,- демиург; в дуалистических мифах зырян ему противостоит Омӧль (или Плохой — в переводе с русского), у пермяков — Куль. Согласно одному из космогонических мифов, Ен и Омэль вылупились из двух яиц, снесённых уткой в первичном океане, куда упали ещё 4 яйца. Мать просит детей достать яйца и разбить их о её тело; сама она поднимается в воздух и, бросаясь вниз, разбивается о воду. Когда Ен ныряет за яйцами, Омэль покрывает океан льдом, но Ен разбивает лёд громом и молнией (видимо, инвертированная мифологема, восходящая к славянским апокрифам, где противник дьявола заковывает море льдом, пока тот ныряет). Ен творит землю из яйца на теле матери; из другого яйца он делает себе Омэль создаёт луну и злых духов из двух других яиц. По другим вариантам мифа, Ен и Омэль плавали по мировому океану в образах лебедя и гагары (или летали как два голубя и т. п.). Лебедь сильнее гагары — он повергает её в ужас громовыми раскатами своего голоса. Гагара по приказу Ена приносит земли со дна, и они создают сушу. Она достаётся Ену, и Омэль просит для себя места, достаточного лишь для того, чтобы воткнуть кол в землю. Из отверстия в земле он выпускает злых духов, гадов, вредных животных. Ен творит небо, звёзды, солнце, леса, реки и т. п. Тогда Омэль строит себе второе небо, Ен — третье и т. д. до семи небес, которые имеют цвета радуги (здесь также вероятен славянский апокрифический источник). Однако Ен громом низвергает Омэля и злых духов на землю, где те рассеиваются по лесам, болотам, рекам (ср. миф о падших ангелах в христианской традиции). По Омэля Ен разделил земные богатства между людьми и духами — лешими (ворса), водяными (васа) и т. п. Интересен вариант космогонического мифа, представляющий Ена и Омэля в виде лягушек в болоте, причём Ен — слеп и глуп, Омэль — зряч и хитёр. Из крови Омэля возникают животные и женщина, ставшая его женой (ср. некоторые богомильские легенды, где инициатива творения принадлежит дьяволу). После неудачной попытки похитить жену Ен решил отгородиться от Омэля и создал небо, где поселился со своими голубями. Голубей погубили вороны Омэля, лишь один вернулся с тиной в клюве, и когда ворон попытался вырвать тину, Ен придушил его. Из тины возникла земля; вода, пролившаяся из глотки ворона, стала морями и океанами. Омэль пробирается на небо, но Ен скидывает его вниз, оставляя женщину себе; та родила ему близнецов — богов Войпеля (бог северного ветра, букв. «северное ухо») и Ёму (образ которой снижен в фольклоре до роли злой волшебницы, Бабы-Яги). Омэль сбросил семью Ена вниз на землю, и все народы произошли от Войпеля и Ёмы.