Найди тут что-нибудь XX век стал для России веком двух мировых войн, двух государственных переворотов и трёх различных режимов власти. Распад СССР, великой ядерной державы, центра обширной системы союзов, коренным образом изменил положение на международной арене и, в первую очередь, изменил положение субъектов союза. После распада СССР не существовало гарантий, что Российскую Федерацию не постигнет та же судьба. Ведь автономные республики РСФСР в 1990 - 1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. Существовали объективные причины для роста напряженности между центром и регионами. В начале 90-х годов ХХ века Россия, хоть и называлась федерацией, в действительности оставалась унитарным государством. Огромная страна по-прежнему управлялась из одного центра. Средства, заработанные наиболее развитыми областями Центрального региона - Урала и Поволжья, а также сверхдоходы нефтедобывающих регионов Западной Сибири, уходили в федеральную казну, и только малая часть, величина которой не имеет связи с результатами производственной деятельности региона, возвращается назад в регионы. Реально крупнейшими получателями государственных субсидий были парадные витрины социализма - столичные города Москва и Ленинград (Санкт-Петербург). Неэффективность такого управления проявилась еще в советские времена, а после распада Союза она превратилась в анахронизм. Через федеральный бюджет крайне неэффективно перераспределялось между регионами около 10 % валового внутреннего продукта. Старые экономические связи между территориями разрушились, централизованная система управления ослабела, вся сфера хозяйственной деятельности фактически сосредоточилась в руках местных властей, хотя юридически они по-прежнему были лишены властных полномочий. Нарастало недовольство регионов. Не только республики, но и русские края и области, прежде всего богатые сырьевые регионы, добивались большей самостоятельности, особенно во внешнеэкономической деятельности. Межнациональная напряженность начинала ощущаться и внутри России. Разрушение советской идентичности привело к росту этнического самосознания. Характерна в этом плане волна переименований республик России: Марий Эл, Саха (Якутия), Хальмг Тангч (Калмыкия) и других. Новые названия отражали рост этнической идентификации. В районах Кавказа начались вооруженные конфликты, последствия которых не преодолены и по сей день. Во всем мире одновременно с процессами интеграции (интеграция Европы в ЕС) протекают и процессы дезинтеграции (образовалось около двух десятков новых независимых государств Европы). Существуют объективные и субъективные причины происхождения указанных процессов.
Причинами дезинтеграционных процессов в СССР были следующие: - несовершенство государственного устройства (фиктивная федерация с четырьмя неравноправными уровнями - союзная республика, автономная республика, национальная область, национальный округ); - неоднородность государства по причине огромной территории, исторического, социального и экономического развития; - крушение коммунистической идеологии и административно-командной системы управления.
Кроме этих причин существовало ещё множество других, побуждавших бывшие советские республики выйти из состава СССР. В ходе перестройки руководство СССР столкнулось с огромными трудностями: падение авторитета коммунистической партии, кризис доверия к власти, социальная напряженность, многолюдные митинги протеста, выступления шахтеров, противостояние консервативных лидеров партии.
XX век стал для России веком двух мировых войн, двух государственных переворотов и трёх различных режимов власти.
Распад СССР, великой ядерной державы, центра обширной системы союзов, коренным образом изменил положение на международной арене и, в первую очередь, изменил положение субъектов союза.
После распада СССР не существовало гарантий, что Российскую Федерацию не постигнет та же судьба. Ведь автономные республики РСФСР в 1990 - 1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора.
Существовали объективные причины для роста напряженности между центром и регионами. В начале 90-х годов ХХ века Россия, хоть и называлась федерацией, в действительности оставалась унитарным государством. Огромная страна по-прежнему управлялась из одного центра. Средства, заработанные наиболее развитыми областями Центрального региона - Урала и Поволжья, а также сверхдоходы нефтедобывающих регионов Западной Сибири, уходили в федеральную казну, и только малая часть, величина которой не имеет связи с результатами производственной деятельности региона, возвращается назад в регионы. Реально крупнейшими получателями государственных субсидий были парадные витрины социализма - столичные города Москва и Ленинград (Санкт-Петербург). Неэффективность такого управления проявилась еще в советские времена, а после распада Союза она превратилась в анахронизм. Через федеральный бюджет крайне неэффективно перераспределялось между регионами около 10 % валового внутреннего продукта. Старые экономические связи между территориями разрушились, централизованная система управления ослабела, вся сфера хозяйственной деятельности фактически сосредоточилась в руках местных властей, хотя юридически они по-прежнему были лишены властных полномочий. Нарастало недовольство регионов. Не только республики, но и русские края и области, прежде всего богатые сырьевые регионы, добивались большей самостоятельности, особенно во внешнеэкономической деятельности.
Межнациональная напряженность начинала ощущаться и внутри России. Разрушение советской идентичности привело к росту этнического самосознания. Характерна в этом плане волна переименований республик России: Марий Эл, Саха (Якутия), Хальмг Тангч (Калмыкия) и других. Новые названия отражали рост этнической идентификации. В районах Кавказа начались вооруженные конфликты, последствия которых не преодолены и по сей день.
Во всем мире одновременно с процессами интеграции (интеграция Европы в ЕС) протекают и процессы дезинтеграции (образовалось около двух десятков новых независимых государств Европы). Существуют объективные и субъективные причины происхождения указанных процессов.
Причинами дезинтеграционных процессов в СССР были следующие:
- несовершенство государственного устройства (фиктивная федерация с четырьмя неравноправными уровнями - союзная республика, автономная республика, национальная область, национальный округ);
- неоднородность государства по причине огромной территории, исторического, социального и экономического развития;
- крушение коммунистической идеологии и административно-командной системы управления.
Кроме этих причин существовало ещё множество других, побуждавших бывшие советские республики выйти из состава СССР. В ходе перестройки руководство СССР столкнулось с огромными трудностями: падение авторитета коммунистической партии, кризис доверия к власти, социальная напряженность, многолюдные митинги протеста, выступления шахтеров, противостояние консервативных лидеров партии.