Подумайте над идеями Лао Цзы и Конфуция о достойных людях и о государстве. Укажите, с какими из них вы не согласны и почему?
Объяснение в несколько предложений
1)«Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает» (гл. 17. Там же).
2)«Когда правительство спокойно, люди становятся Когда правительство деятельно, люди становятся несчастными» (гл. 58. С. 189).
3)«Благородный муж испытывает три страха: перед небесной судьбой, перед великими людьми и перед словами мудреца. Мелкие люди не знают небесной судьбы и не боятся ее, неучтиво обращаются с великими людьми и презрительно относятся к словам мудреца» (Конфуций. Луньюй. С. 191).
4)«Правитель [всегда должен быть] правителем, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном». (С. 192)
5)«Если наставлять людей с законоположений, если ограничивать и сдерживать их с наказаний и казней, то хотя они не будут совершать преступления, но в сердцах своих не будут испытывать отвращения к дурным поступкам. Если же наставить людей с нравственных требований и установить правило поведения сообразно ли, то люди не только будут стыдиться плохих дел, но и искренне возвратятся на праведный путь» (с. 193)
6)[Ученик] Цзы Гун с Конфуция о том, как следует вести государственные дела. Конфуций ответил: «Нужно, чтобы было в достатке продовольствие, чтобы было в достатке военное снаряжение и чтобы доверяли своему правителю». Тогда Цзы Гун с Если в государстве будет неблагополучно, то чем прежде всего можно пожертвовать, чтобы навести в стране порядок?» Конфуций ответил: «Можно отказаться от военного снаряжения». После этого Цзы Гун с Если же случится так, что придется еще чем-то пожертвовать, то от чего еще можно отказаться?» Конфуций задумался и сказал: «Можно отказаться от продовольствия. С древности до наших дней люди всегда умирали, но если в народе будет недостаток веры в правителя и его близких, то государство не может быть устойчивым» (С. 193).
7)[Ученик] Цзы Гун с учителя: «Можно ли одним предложением выразить правило, которому необходимо следовать всю жизнь?» Учитель ответил: «Можно. Чего не желаешь себе, того не делай и другим». (С. 193-194).
8)«Если только учиться и не стремиться к размышлениям, то от этого мало будет проку. А если только размышлять и не учиться, то это приведет к возникновению сомнений и непостоянства» (С. 195-196).
Сегодня я хочу поделиться с вами идеями Лао Цзы и Конфуция о достойных людях и о государстве. Оба философа имели своеобразное видение правления и роли правителя в обществе.
Первая идея, которую я хотел бы обсудить, принадлежит Лао Цзы. Он считал, что лучший правитель - это тот, о котором народ почти ничего не знает. Люди не должны замечать его деятельность, поскольку это означает, что он успешно обеспечивает гармонию и стабильность в государстве. Однако есть и другие виды правителей, которых люди замечают: тех, которых они любят и возвышают, тех, которых они боятся, и тех, которых они презирают. Лао Цзы считал, что последние две категории являются худшими, так как они свидетельствуют об отсутствии гармонии и доверия в обществе.
Вторая идея, которую я хочу обсудить, принадлежит Конфуцию. Он утверждал, что если правительство слишком активно и вмешивается в жизнь людей, то они становятся несчастными. Конфуций предпочитал спокойное правительство, которое обеспечивает стабильность, а не подвергает людей чрезмерным ограничениям и наказаниям.
Третья идея, которую я хотел бы обсудить, также принадлежит Конфуцию. Он говорил о том, что благородный человек испытывает три страха: перед небесной судьбой, перед великими людьми и перед словами мудреца. Он указывает на значимость соблюдения нравственных норм и уважительного отношения к ученым и умным людям. Однако, мелкие люди, по мнению Конфуция, не знают о небесной судьбе и не боятся ее, они также не уважают великих людей и презирают слова мудреца.
Еще одна идея, которую выделяет Конфуций, заключается в том, что каждый человек должен занимать свое место в обществе. Он говорит, что правитель должен быть правителем, слуга - слугой, отец - отцом и сын - сыном. Это означает, что каждый должен исполнять свои обязанности и не пытаться нарушить установленный порядок.
Касательно государства, Конфуций высказывается о том, что чтобы поддерживать порядок в стране, необходимо, чтобы было достаточно продовольствия и военного снаряжения, а также чтобы народ доверял своему правителю. Он указывает на то, что государство должно заботиться о своих гражданах, их потребностях и безопасности. Однако, в условиях кризиса, правитель может пожертвовать военным снаряжением, а затем продовольствием, однако, самое главное - это сохранение доверия народа к власти, так как без него государство не может быть устойчивым.
Наконец, Конфуций утверждает, что существует простое правило, которое необходимо следовать всю жизнь: "Чего не желаешь себе, того не делай и другим". Он подчеркивает значимость эмпатии и уважения к другим людям.
Таким образом, в ответе на вопрос о том, с какими идеями Лао Цзы и Конфуций я не согласен, я бы сказал, что в общем-то, я согласен с их идеями. Я считаю, что хороший правитель должен стремиться к гармонии в обществе и обеспечивать стабильность, учитывая потребности и безопасность граждан. Однако, я могу иметь вопросы и сомнения относительно подробностей и применимости некоторых их идей в современном мире.
Благодарю вас за внимание и надеюсь, что эта информация будет полезной для вас в исследовании философии Лао Цзы и Конфуция. Если у вас возникнут еще вопросы, не стесняйтесь обращаться ко мне, и я с удовольствием помогу вам.