5 марта 1616 года, согласно вердикту 11 экспертов Инквизиции, объявивших гелиоцентрическую систему противной Священному писанию, Конгрегация Индекса (комиссия по определению списка запрещенных книг) запретила все тексты, соглашающиеся с истинностью системы Коперника. А его труд «Об обращениях небесных сфер» был подвергнут временному аресту — до «улучшения содержания» . В дальнейшем систему астронома дозволялось использовать лишь как модель для расчета движения планет (в целях уточнения календаря) в качестве не имеющей отношения к природе математической абстракции. Ватикан снял свой запрет лишь через два века.
До сведения конгрегации дошло, что ложная, противная Божественному Писанию, пифагорейская доктрина о движении Земли и неподвижности Солнца, которую преподавали Николай Коперник в своей книге De revolutionibus orbium coelestium и Didacus Astunica. Посему, дабы это мнение не распространялось более к великому ущербу католической истины, конгрегация решила, что названные De revolutionibus Николая Коперника и Didacus об Иове должны быть изъяты из обращения, пока не будут исправлены, а книга отца Фоскарини должна быть безусловно запрещена и осуждена.
Причины неприятия гелиоцентризма:
теория Коперника противоречила утверждениям Ветхого Завета о вращении Солнца вокруг Земли. Например - библейский рассказ об остановленном Солнце ("Иисус Навин", 10: 12-13) рассматривался как достаточный аргумент против изначальной его неподвижности;
гелиоцентризм подрывал учение о Чистилище, на которое опиралась практика торговли индульгенциями. Согласно средневековому католическому учению, Ад находится внутри Земли, а Рай - на небе, за последней сферой неподвижных звёзд. Умерший католик на пути достижения Рая должен был проходить мытарство через специальные отверстия в хрустальных сферах, удерживающих планеты на небе, контролируемые ангелами. Для облегчения прохождения этих мытарств откупщики продавали индульгенции, и этот сбор с семьи умерших прихожан был серъёзной статьёй дохода Католической Церкви. В гелиоцентрической же теории расстояние от Земли до Рая значительно сокращалось, к тому же оспаривалось наличие хрустальных сфер-препятствий для умеренных грешников;
Коперником подрывалась теория Аристотеля о существенном различии земных, "подлунных" законов с законами небесными, "надлунными". В подлунном мире царили хаос и разложение, а надлунном - совершенство и гармония. Согласно новому учению, Земля сама являлась небесным телом, и поскольку совершенство законов здесь отсутствовало, это навевало еретические и атеистические мысли об отсутствии мировой гармонии вообще;
теория Коперника неявно опровергала наличие птолемеевых хрустальных сфер, поддерживающих планеты на небе, поскольку Земля, вокруг которой обращалась Луна, уже не могла находиться на твёрдом основании. Это поднимало серьёзную проблему (решённую только Исааком Ньютоном) - почему тогда планеты не падают на Солнце, и кроме того опровергалось данными о падении на Землю камней с неба (метеоритов) , которые, как считалось в средневековье, отламываются от хрустальных сводов. Когда Парижская академия признала гелиоцентрическую теорию, одновременно она отменила и метеориты, объявив своим решением, что "Камни с неба падать не могут, потому что их там нет".
До сведения конгрегации дошло, что ложная, противная Божественному Писанию, пифагорейская доктрина о движении Земли и неподвижности Солнца, которую преподавали Николай Коперник в своей книге De revolutionibus orbium coelestium и Didacus Astunica. Посему, дабы это мнение не распространялось более к великому ущербу католической истины, конгрегация решила, что названные De revolutionibus Николая Коперника и Didacus об Иове должны быть изъяты из обращения, пока не будут исправлены, а книга отца Фоскарини должна быть безусловно запрещена и осуждена.
Причины неприятия гелиоцентризма:
теория Коперника противоречила утверждениям Ветхого Завета о вращении Солнца вокруг Земли. Например - библейский рассказ об остановленном Солнце ("Иисус Навин", 10: 12-13) рассматривался как достаточный аргумент против изначальной его неподвижности;
гелиоцентризм подрывал учение о Чистилище, на которое опиралась практика торговли индульгенциями. Согласно средневековому католическому учению, Ад находится внутри Земли, а Рай - на небе, за последней сферой неподвижных звёзд. Умерший католик на пути достижения Рая должен был проходить мытарство через специальные отверстия в хрустальных сферах, удерживающих планеты на небе, контролируемые ангелами. Для облегчения прохождения этих мытарств откупщики продавали индульгенции, и этот сбор с семьи умерших прихожан был серъёзной статьёй дохода Католической Церкви. В гелиоцентрической же теории расстояние от Земли до Рая значительно сокращалось, к тому же оспаривалось наличие хрустальных сфер-препятствий для умеренных грешников;
Коперником подрывалась теория Аристотеля о существенном различии земных, "подлунных" законов с законами небесными, "надлунными". В подлунном мире царили хаос и разложение, а надлунном - совершенство и гармония. Согласно новому учению, Земля сама являлась небесным телом, и поскольку совершенство законов здесь отсутствовало, это навевало еретические и атеистические мысли об отсутствии мировой гармонии вообще;
теория Коперника неявно опровергала наличие птолемеевых хрустальных сфер, поддерживающих планеты на небе, поскольку Земля, вокруг которой обращалась Луна, уже не могла находиться на твёрдом основании. Это поднимало серьёзную проблему (решённую только Исааком Ньютоном) - почему тогда планеты не падают на Солнце, и кроме того опровергалось данными о падении на Землю камней с неба (метеоритов) , которые, как считалось в средневековье, отламываются от хрустальных сводов. Когда Парижская академия признала гелиоцентрическую теорию, одновременно она отменила и метеориты, объявив своим решением, что "Камни с неба падать не могут, потому что их там нет".