Завершение промышленного переворота связано с переходом от аграрного общества к индустриальному. В России промышленный переворот начался в 30— 40-е гг. XIX в. и имел ряд особенностей: К концу царствования Николая I в России насчитывалось уже более 14 тыс. промышленных предприятий, на которых работало более 800 тыс. рабочих. Промышленный переворот начался в первую очередь в хлопчатобумажной промышленности, где к концу 50-х гг. паровыми двигателями приводилось в действие уже более 1,6 млн веретен. В металлургии начали появляться прокатные станы. Осуществлялись первые опыты по применению новых получения металла. Развивалось машиностроение. На промышленных выставках в Петербурге и Москве в конце 20-х — начале 30-х гг. были представлены образцы продукции русского машиностроения: паровые машины, токарные станки, сеялки. С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство. Вслед за первой железной дорогой из Петербурга в Царское Село, построенной в 1837 г., были пущены Варшавско-Венская (1848) и Николаевская, соединившая Петербург с Москвой (1851).Развивалось пароходство на Волге, Каме, Днепре, Балтийском, Черном и Азовском морях. В 1839—1843 гг. он провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль, на который можно было обменять бумажные ассигнации. Государственный бюджет впервые за долгие годы стал бездефицитным (его доходы превышали расходы). Реформа Канкрина укрепила денежную систему России росту экономики. Но полностью преодолеть финансовый кризис не смогла и она. Позже вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами. Егор Францевич Канкрин (1774—1845) внес крупный вклад в развитие экономики России. В 1812 г. он был ге- нерал-интендантом 1-й Западной армии, а с 1813 г. возглавлял интендантскую службу всей действующей армии. В 1818 г. по поручению Александра I Канкрин представил проект постепенной отмены крепостного права, рассчитанный на 30 лет. Канкрин участвовал в разработке таможенного устава 1822 г., а в 1823 г. был назначен министром финансов и оставался на этом посту почти до самой смерти. Он отличался решительностью в вопросах экономии государственных средств, слыл честным и неподкупным человеком, не боялся спорить с самим царем. В первой половине XIX в. число городов в России выросло с 630 до 1032, а численность их населения увеличилась с 2,8 до 5,7 млн человек. Крупнейшими городами империи были Петербург (число жителей увеличилось за это время с 336 тыс. до 540 тыс. человек) и Москва (с 275 тыс. до 462 тыс.). Новые города в основном создавались по периметру страны и на вновь присоединенных территориях. Это были поселения, главной задачей которых стало заселение и освоение огромных окраин империи. Так возникли Новочеркасск (1805), Нальчик (1817), Кисловодск (1830), Пятигорск (1830), Новороссийск (1838), Анапа (1846), Пет- ровск-Порт (Махачкала, 1857), Николаевск-на-Амуре (1850). Городами стали Петропавловск-Камчатский (1822), Кяхта (Троицко-Савск, 1851), Чита (1851) и др. В Сибири происходил переход населения из северных городов во вновь возникшие южные, которые были расположены в более благоприятных для жизни людей местах. К середине 50-х гг. промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедрялись технические новшества. Сельское хозяйство заметно отставало от промышленности в применении новых форм и методов хозяйствования в силу господства крепостничества. Массовый перевод крепостных на оброк вел к значительному оттоку сельского населения в города и запустению огромных пространств земли. В свою очередь, это росту помещичьей задолженности (в 1844 г. дворяне заложили 54% своих хозяйств).
К концу царствования Николая I в России насчитывалось уже более 14 тыс. промышленных предприятий, на которых работало более 800 тыс. рабочих. Промышленный переворот начался в первую очередь в хлопчатобумажной промышленности, где к концу 50-х гг. паровыми двигателями приводилось в действие уже более 1,6 млн веретен. В металлургии начали появляться прокатные станы. Осуществлялись первые опыты по применению новых получения металла. Развивалось машиностроение. На промышленных выставках в Петербурге и Москве в конце 20-х — начале 30-х гг. были представлены образцы продукции русского машиностроения: паровые машины, токарные станки, сеялки. С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство. Вслед за первой железной дорогой из Петербурга в Царское Село, построенной в 1837 г., были пущены Варшавско-Венская (1848) и Николаевская, соединившая Петербург с Москвой (1851).Развивалось пароходство на Волге, Каме, Днепре, Балтийском, Черном и Азовском морях.
В 1839—1843 гг. он провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль, на который можно было обменять бумажные ассигнации. Государственный бюджет впервые за долгие годы стал бездефицитным (его доходы превышали расходы). Реформа Канкрина укрепила денежную систему России росту экономики. Но полностью преодолеть финансовый кризис не смогла и она. Позже вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами.
Егор Францевич Канкрин (1774—1845) внес крупный вклад в развитие экономики России. В 1812 г. он был ге- нерал-интендантом 1-й Западной армии, а с 1813 г. возглавлял интендантскую службу всей действующей армии. В 1818 г. по поручению Александра I Канкрин представил проект постепенной отмены крепостного права, рассчитанный на 30 лет. Канкрин участвовал в разработке таможенного устава 1822 г., а в 1823 г. был назначен министром финансов и оставался на этом посту почти до самой смерти. Он отличался решительностью в вопросах экономии государственных средств, слыл честным и неподкупным человеком, не боялся спорить с самим царем.
В первой половине XIX в. число городов в России выросло с 630 до 1032, а численность их населения увеличилась с 2,8 до 5,7 млн человек. Крупнейшими городами империи были Петербург (число жителей увеличилось за это время с 336 тыс. до 540 тыс. человек) и Москва (с 275 тыс. до 462 тыс.). Новые города в основном создавались по периметру страны и на вновь присоединенных территориях. Это были поселения, главной задачей которых стало заселение и освоение огромных окраин империи. Так возникли Новочеркасск (1805), Нальчик (1817), Кисловодск (1830), Пятигорск (1830), Новороссийск (1838), Анапа (1846), Пет- ровск-Порт (Махачкала, 1857), Николаевск-на-Амуре (1850). Городами стали Петропавловск-Камчатский (1822), Кяхта (Троицко-Савск, 1851), Чита (1851) и др. В Сибири происходил переход населения из северных городов во вновь возникшие южные, которые были расположены в более благоприятных для жизни людей местах.
К середине 50-х гг. промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедрялись технические новшества. Сельское хозяйство заметно отставало от промышленности в применении новых форм и методов хозяйствования в силу господства крепостничества. Массовый перевод крепостных на оброк вел к значительному оттоку сельского населения в города и запустению огромных пространств земли. В свою очередь, это росту помещичьей задолженности (в 1844 г. дворяне заложили 54% своих хозяйств).