ответить на вопросы, работа с текстом 1.Сравните два приведенных ниже документа. В чем их противоречие и какие факты в этих документах не противоречат друг другу? 2.Каков идеал государственного устройства, по мнению Юстиниана? 3.Чьи интересы выражал Прокопий Кесарийский? При ответе на этот вопрос подумайте, у кого мог отнимать имущество и земельные владения император с целью передачи их церкви?
1) Высказывания императора Юстиниана об императорской власти и церкви: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, это священство и царство; первое служит делам божественным, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари всего более пекутся о благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство непорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие, приносящее человечеству громадную пользу.»
2) Историк Прокопий Кесарийский о лицемерии Юстиниана: «Казалось, что вера Юстиниана в Христа жива и крепка, но и это было только на погибель подданным. Ведь духовенству он дозволял беспрепятственно чинить всякие насилия над мирянами и даже радовался, когда они разоряли окрестное население, полагая, что это дело благочестивое.В тяжбах такого рода он считал справедливым, если кто- нибудь, ссылаясь на священство, захватывал не принадлежащее ему и выигрывал дело. И сам он, захватывая имущество и живых, и мертвых и посвящая его какой-либо церкви или монастырю, прикрывался маской благочестия, чтобы иметь основание никогда не возвращать отобранного тем, кто потерпел насилие.»
В первом документе приведены высказывания императора Юстиниана об императорской власти и церкви. Он говорит о том, что священство и царство - это величайшие дары Божии, которые служат делам божественным и человеческим соответственно. Он утверждает, что цари больше заботятся о благочестии духовенства, которое молится за них Богу.
Во втором документе Прокопий Кесарийский описывает лицемерие Юстиниана. Он говорит, что Юстиниан верит в Христа, но на самом деле его вера приводит к гибели его подданных. Также Прокопий упоминает, что Юстиниан разрешал духовенству производить насилие над мирянами и радовался, когда они разоряли окрестное население, считая это благочестивым делом. Он также говорит о том, что Юстиниан считал справедливым захват имущества ссылающихся на священство и отказ от возврата этого имущества посредством призыва к благочестию.
Итак, в чем же противоречие между этими документами?
Противоречие заключается в различных точках зрения Юстиниана и Прокопия относительно его отношений к церкви и духовенству. В первом документе Юстиниан выражает свою поддержку и утверждает, что цари должны больше заботиться о благочестии духовенства. Однако, во втором документе Прокопий описывает, что Юстиниан на самом деле разрешал духовенству насилие над мирянами и радовался разорению окрестного населения, полагая, что это благочестивое дело. Также Прокопий упоминает, что Юстиниан считал справедливым захватывать имущество под предлогом благочестия и не возвращать его людям, которые потерпели насилие.
Теперь обратимся к третьему вопросу: каков идеал государственного устройства по мнению Юстиниана?
Из первого документа можно понять, что по мнению Юстиниана идеалом государственного устройства является согласие и взаимное уважение между царством и церковью. Он говорит о том, что когда священство непорочно, а царство пользуется только законной властью, это принесет человечеству громадную пользу.
И последний вопрос: чьи интересы выражал Прокопий Кесарийский? У кого мог отнимать имущество и земельные владения император с целью передачи их церкви?
Прокопий Кесарийский выражал интересы тех людей, которые были лишены имущества и земельных владений императором в пользу церкви. Он утверждает, что Юстиниан захватывал имущество и живых, и мертвых, и передавал их какой-либо церкви или монастырю, прикрываясь маской благочестия, чтобы не возвращать отобранное людям, которые потерпели насилие.
Надеюсь, мой ответ был полезным и понятным для вас, дорогой школьник. Если у вас есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать их!