ответить на вопросы. 1. особенности социально- отношений в разные периоды средневековья.2. государство и церковь в средневековье.3. сословное деление общества и взаимоотношения между сословиями.4. раздробленность, централизация и кризис средневековых государств.5. культура эпохи средневековья.
1/Основной доход люди получали от земли. Крестьяне находились в личной, поземельной, судебно-административной и военно-политической зависимости от землевладельцев. Доминировало натуральное хозяйство. Место человека в обществе определялось не ее личными качествами или заслугами, а происхождением. Крестьяне наделялись землей и имели свое хозяйство. Они были обязаны обрабатывать землю феодала с своих орудий или отдавать ему дополнительный продукт своего труда - ренту Известны три формы феодальной ренты: отработочная, продуктовая , денежная. Экономика была аграрно-ремесленной, что объединяло ее с хозяйством древних цивилизаций и дало основание называть цивилизацию, которая существовала до конца XV в, а общество традиционным. Развитие хозяйства эпохи Средневековья можно разделить на три периода :1) Раннее Средневековье 10 век - Сформировались и утвердились определяющие черты феодального хозяйства . 2) 11-15 вв. - Период зрелости феодального хозяйства, внутренняя колонизация, развитие городов, ремесла и товарного производства; 3) Позднее Средневековье (XVI - первая половина XVII в.) -зарождается Рыночное хозяйство, появляются признаки индустриальной цивилизации.
2.В средние века церковь контролировала все сферы общественной жизни. Церковь была самой богатой организацией. Католическая церковь пыталась подставить под свой контроль светскую власть. Нередкими были конфликты между светскими правителями - королями и папами Римскими. Таких конфликтов короли опасались и старались избегать. проклятья. , он отлучался от церкви, его не могли принять ни в одном из католических храмов, все его вассалы освобождались от клятвы верности. К непокорным правителям Папа применял специальное проклятие – интердикт, которое отлучало от церкви не только ослушника, но и местность, на которой он находился. В таких условиях многие короли признавали себя вассалами папы. Крестовые походы. Могущество пап и католической церкви в XI-XIII вв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю. Так христиане называют Палестину. В 1095 папа Урбан II призвал освободить от неверных Иерусалим, обещая участникам похода богатую добычу, отпущение грехов, а павшие в бою райское блаженство.
3.Сословия замкнуты: перейти из одного сословия в другое очень трудно или почти невозможно. Люди средневековья чётко знали, к какому сословию они относились. В отдельных редких случаях право перейти из одного сословия в другое даровалось королём. 1-ое сословие, которое состояло целиком из духовенства,называлось «молящиеся» и должно было служить примером веры и нравственности для всего общества. Второе сословие -«воюющие» состояло из воинов-рыцарей самого разного уровня: от богатейших и влиятельнейших (герцогов и графов) до бедных, которые с трудом находили деньги, чтобы купить коня. Главной заслугой представителей второго сословия перед обществом было то, что они в сражениях проливали свою кровь, защищая от внешних врагов отечество, короля и людей, относившихся к другим сословиям «третье сословие», в которое входили все остальные люди: большинство составляли крестьяне а меньшую часть – горожане (их также называли бюргерами, они занимались ремеслом и торговлей), люди «свободных профессий» (бродячие артисты, преподаватели, врачи и прочие) и т. д. 3-есословие - «трудящиеся», поскольку входившие в него люди своим трудом создавали пищу и всё необходимое для себя и первых двух сословий.