Отличие между христианской церкви и античьностью

Тимонди Тимонди    2   29.09.2019 12:03    0

Ответы
Евридика1 Евридика1  29.09.2019 13:20

ответ:

христианство возникло на развалинах античного мира и было результатом крушения полисных и общинных структур классической античности. будучи новой религией и новой системой мировосприятия, отвечавшей изменившимся условиям развития античного мира в рамках римской империи, христианство несло в себе элементы новой культуры и новой цивилизации.

христианство, таким образом, объективно выступало как явление, отрицавшее античную цивилизацию, но в то же время, как явление, христианство основывалось на синтезе всех достижений античного мира - древнего востока, древней греции, эллинизма и древнего рима. в силу этого в самом христианстве существовали две тенденции, одна из которых отвергала и отрицала классическую античность и ее достижения, а другая стремилась использовать античность для обогащения античного гения самой христианской религии. эти две тенденции нашли отражение как в борьбе христианства и язычества, шире, античности, так и в синтезе и сближении христианства античной культуры. причем эти тенденции проявлялись на уровне обыденного сознания населения римской империи и на уровне лидеров церкви ii-iv вв.

на уровне обыденного сознания сохранение античных традиций у последователей христианской религии находило свое выражение в сочетании языческих представлений с христианскими символами в искусстве (например, на надгробиях), в (использование образов античной мифологии даже отцами церкви), в философии (неоплатонизм), в бытовой сфере и даже в самой религии (возрождение античного политеизма в культе христианских святых).

на уровне христианской церкви и ее лидеров следование античным традициям можно наблюдать в церковной политике: следование античным моделям - император руководитель религиозного культа (доктрина цезарепапизма), в возникновении арианского спора (попытка рационального истолкования христианского триединства), в стремлении приспособить церковные структуры к административно-территориальному устройству римской империи.

одна из самых сложных проблем - вопрос об отношении лидеров христианства и церкви в целом к античному наследию. были ли они гонителями язычества, а с ним и всей античной культуры или, напротив, стремились сохранить античное наследие?

изучение церковной ii-v вв. и патристической позволяет увидеть весь спектр такого отношения - от ярой нетерпимости ко всему, что хоть каким-то образом ассоциируется с язычеством до прямого заимствования из языческих авторов и стремления использовать античную мудрость для обогащения самого христианства. особый интерес в этом отношении представляет iv в. и начало v в. - время христианизации римской империи и победы христианства над язычеством.

в начале iv в., когда христианство было легализировано в результате миланского эдикта императора константина, в трудах христианских апологетов арнобия и лактанция можно увидеть стремление соединить христианство с античной культурной традицией. так, арнобий полагал, что христианство должно использовать те ценности, которые произвел античный мир, и передать их потомкам. лактанций считал, что следует соединить христианскую религию с античной образованностью и доказал, что никакая религия не может поддерживаться без мудрости и никакая мудрость не может быть достигнута без религии.

в середине iv в. в трудах илария и викторина прослеживается стремление перенести в христианство основные идеи греческой философии и делаются попытки перенести в христианство основные идеи греческой философии и делаются попытки синтеза христианства и неоплатонизма. эта традиция получила свое дальнейшее развитие в трудах григория нисского, которого можно назвать создателем христианского неоплатонизма.

в конце iv в. появляются идеи о том, что языческие авторы не были наделены истинной мудростью, а черпали ее из ветхого завета. так, амвросий медиоланский находил возможным доказать заимствования из библии у таких светочей античной мудрости как сократ, платон, аристотель, пифагор, цицерон. эта идея вытекала, с одной стороны, из понимания, что на просвещенных римлян невозможно воздействовать путем голого отрицания христианскими истинами всех достижений античной культуры, а с другой стороны, из возможно подсознательного стремления приобщить христиан к лучшим ценностям античного гения, приостановить процесс начинавшегося разрушения античной культуры, сохранить преемственность древней языческой и новой христианской культуры. именно такое отношение позволило сохранить многие произведения языческих писателей и философов и обеспечить определенную преемственность античной и христианской культуры.

впрочем, существовала и другая, разрушительная тенденция, от которой пострадали в конце iv - начале v вв. прежде всего языческие храмы и статуи, но порой уничтожались и произведения языческой и подвергались насилию сами носители античной культуры, как это было с александрийской библиотекой и знаменитой ипатией.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме История