В сентябре 1802 г. начинается реформа высших органов государственной власти: Сенату придаются в качестве основных функции; высшей судебной инстанции и органа надзора за администрацией. Одновременно главными органами государственного управления взамен архаичных петровских коллегий становятся 8 министерства военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Утверждается также Комитет министров для обсуждения общих вопросов управления страной. Все члены Негласного комитета вошли в состав правитель-ства. Одним из самых крупных решений Александра был Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» , по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Царь исходил из того, что сами дворяне должны решать этой вопрос. Однако за 25 лет царствования Александра I лишь 47 тысяч крестьян (т. е. меньше 0,5% от общего числа крепостных) смогли та-ким образом купить себе свободу.
В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем «показать пример всей России» .
Первый проект политических преобразований М. М. Сперанский предложил царю уже в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» , в которой он ста-, вил вопрос о необходимости осторожного введения в России конституционной монархии и предотвращения таким образом для, России «французского революционного кошмара» . Однако лишь после «тильзитского перелома» царь поручил ему составить проект всеобъемлющего реформирования России. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов» , в котором основу составляли: - идея разделения властей; - законодательная власть должна была сосредоточиться в новом, парламентском учреждении - Государственной думе; - исполнительную власть должны были осуществлять министерства; - судебные функции принадлежали бы Сенату; - новый орган - Государственный совет при императоре - должен был стать совещательным органом при императоре, рассматривающим все законопроекты до их поступления в Думу; - устанавливалось три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) , 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие; - политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора» ) и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.) ; избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. первые два сословия) ; - выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили бы выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали бы членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум и лишь губернские думы выбирали бы депутатов Государственной думы) ; руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
Александр I в принципе одобрил политическую реформу Сперанского. Однако он должен был реализовывать ее постепенно, не вызывая потрясений в обществе.
Одним из самых крупных решений Александра был Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» , по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Царь исходил из того, что сами дворяне должны решать этой вопрос. Однако за 25 лет царствования Александра I лишь 47 тысяч крестьян (т. е. меньше 0,5% от общего числа крепостных) смогли та-ким образом купить себе свободу.
В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем «показать пример всей России» .
Первый проект политических преобразований М. М. Сперанский предложил царю уже в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» , в которой он ста-, вил вопрос о необходимости осторожного введения в России конституционной монархии и предотвращения таким образом для, России «французского революционного кошмара» . Однако лишь после «тильзитского перелома» царь поручил ему составить проект всеобъемлющего реформирования России. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов» , в котором основу составляли:
- идея разделения властей;
- законодательная власть должна была сосредоточиться в новом, парламентском учреждении - Государственной думе;
- исполнительную власть должны были осуществлять министерства;
- судебные функции принадлежали бы Сенату;
- новый орган - Государственный совет при императоре - должен был стать совещательным органом при императоре, рассматривающим все законопроекты до их поступления в Думу;
- устанавливалось три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) , 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие;
- политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора» ) и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.) ;
избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. первые два сословия) ;
- выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили бы выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали бы членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум и лишь губернские думы выбирали бы депутатов Государственной думы) ; руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
Александр I в принципе одобрил политическую реформу Сперанского. Однако он должен был реализовывать ее постепенно, не вызывая потрясений в обществе.