Национальный вопрос вопрос о взаимоотношениях (экономических, территориальных, политических, государственно-правовых, культурных и языковых) между нациями, национальными группами и народностями, вопрос о причинах возникновения противоречий между ними. Выделяются следующие основные сферы конфликтных ситуаций в многонациональном государстве: 1) отношения между центральными органами и республиками (землями, штатами, кантонами и т.п.); 2) отношения между союзными республиками (штатами); 3) отношения внутри союзных республик между автономными образованиями; 4) проблемы национальных групп в республиках (штатах), а также национальностей, не имеющих собственных национально-государственных образований; 5) проблемы разделенных народов. Все они являются производными основного противоречия, обусловленного существованием двух тенденций в развитии наций. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, создание независимых национальных государств. Вторая: развитие всяческих отношений между нациями на основе процесса интернационализации, ломка национальных границ, усиление взаимного сотрудничества, интеграционные процессы. Эти две тенденции являются источником развития социально-этнических процессов. Недостаточно теоретически признать их существование, необходимо снять все препятствия на пути их действия. Национальный вопрос может выступать как проблема социально-экономического развития, а также культуры, языка, и даже экологической защиты. Но его постановка всегда содержит политический аспект. Выступая как вопрос политической демократии, он каждый раз вскрывает ущербность какой-либо стороны существующей политической системы, вновь выдвигая проблему равноправия. Развитие и прогресс нации может быть результатом определенной политики, реализация которой является функцией национально-государственной организации. Нельзя смешивать вопрос о равенстве и равноправии наций. Абсолютного равенства быть не может, равноправие определяется национальной политикой.
Национальный вопрос
вопрос о взаимоотношениях (экономических, территориальных, политических, государственно-правовых, культурных и языковых) между нациями, национальными группами и народностями, вопрос о причинах возникновения противоречий между ними.
Выделяются следующие основные сферы конфликтных ситуаций в многонациональном государстве: 1) отношения между центральными органами и республиками (землями, штатами, кантонами и т.п.); 2) отношения между союзными республиками (штатами); 3) отношения внутри союзных республик между автономными образованиями; 4) проблемы национальных групп в республиках (штатах), а также национальностей, не имеющих собственных национально-государственных образований; 5) проблемы разделенных народов. Все они являются производными основного противоречия, обусловленного существованием двух тенденций в развитии наций.
Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, создание независимых национальных государств. Вторая: развитие всяческих отношений между нациями на основе процесса интернационализации, ломка национальных границ, усиление взаимного сотрудничества, интеграционные процессы. Эти две тенденции являются источником развития социально-этнических процессов. Недостаточно теоретически признать их существование, необходимо снять все препятствия на пути их действия.
Национальный вопрос может выступать как проблема социально-экономического развития, а также культуры, языка, и даже экологической защиты. Но его постановка всегда содержит политический аспект. Выступая как вопрос политической демократии, он каждый раз вскрывает ущербность какой-либо стороны существующей политической системы, вновь выдвигая проблему равноправия.
Развитие и прогресс нации может быть результатом определенной политики, реализация которой является функцией национально-государственной организации. Нельзя смешивать вопрос о равенстве и равноправии наций. Абсолютного равенства быть не может, равноправие определяется национальной политикой.