Нужно сократить текст: общественная мысль xiv-xv вв. были на руси временем острых религиозных споров. уже в 70-х гг. xiv в. возникла ересь стригольников в новгороде и пскове. эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. стригольники критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело христа. в 1375 г. новгородские стригольники были казнены. в xv в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в новгороде, а оттуда перекинулась в москву. она вошла в как новгородско-московская или ересь жидовствующих. последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в святую троицу. в москве среди ереси оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья курицыны. еретиков поддерживала невестка ивана iii елена стефановна. сам иван iii долгое время тоже терпимо относился к ереси. это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. в самой церкви по этому вопросу существовали два течения. нестяжатели во главе с нилом сорским считали, что монахам подобает кормиться собственных рук, а не чужим трудом. поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. их противники - иосифляне, сторонники игумена иосифа волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как , а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере. терпимость ивана iii к ереси объяснялась и тем, что иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. обоснованию этой идеи была посвящена "повесть о белом клобуке", созданная в окружении известного преследователя ереси новгородского архиепископа геннадия. повесть утверждала, что белый клобук (традиционный головной убор новгородского архиепископа) был получен от самого папы сильвестра и потому "честнее" царского венца. в противовес "повести о белом клобуке" было создано "сказание о князьях владимирских", провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого августа-кесаря. после того, как на церковном соборе 1503 г. иван iii под давлением иосифлянского большинства духовенства отступился от идеи секуляризации, он прекратил и поддержку еретиков. в 1504 г. еретики были сожжены по приговору церковного собора. после этого и отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. если раньше иосиф волоцкий утверждал, что "священство преболе царства", то теперь писал, что царя следует "почитати, а не сваритися с ним".