На днях я побывал в Греции, не выходя из дома. Ступить на эту благословенную землю – плод любви богини земледелия Деметры и бога моря Посейдона фотоальбом «В стране героев и богов» известного сибирского фотохудожника и общественного деятеля Аркадия Елфимова Авторскими фотоальбомами Аркадий Елфимов не обделён. В году, к примеру, увидели свет сразу четыре с его фамилией на обложках, и один из них, о «священном море» – озере Байкал, «прокомментирован» текстами Валентина Распутина и Валентина Курбатова. «В стране героев и богов» – десятый в творческом багаже мастера запечатлевать прекрасные мгновения. И представляет его не только как профессионала, виртуозно владеющего камерой, но и как серьёзного путешественника, увлекательного рассказчика, знатока древнегреческих мифов и русской литературы, а ещё публициста и патриота своей страны и малой родины – Тобольска. Но удивительно, что именно Греция – древняя и современная, божественная и земная, поэтическая и будничная, увиденная через искатель фотообъектива, – прямо-таки понудила сибиряка задуматься о судьбе России в путевых заметках, без каких, наверное, юбилейный его фотоальбом оказался бы пусть блистательно исполненным полиграфически, но всё же просто путеводителем из серии «Я здесь был…». Посетить «страну любви, моря и солнца», по признанию автора, была давней и сокровенной мечтой его семьи (с супругой Ольгой они воспитывают четверых детей – Лизу, Кирилла, Петра и Павла). И, казалось бы, после пятичасового полёта из Тюмени в Салоники, уже на легендарной греческой земле, стоило ли вспоминать про то, что «у нас не так»? Но, видимо, боль за своё, родное, дорогое и близкое даже за морями-океанами не даёт Елфимову покоя, заставляет его проводить аналогии, искать сравнения, делать обобщения… Восхищаясь тем, что в Греции национальный флаг, «как свидетельство душевной чистоты местных жителей», вознесён не только над государственными учреждениями, но и над жилыми постройками, тем, как трепетно греки относятся к древним памятникам и ко всему «эллинскому», Аркадий Елфимов в заметках, «иллюстрирующих» фотоиллюстрации, то и дело проводит параллели с отношением в родном ему городе к «отеческим гробам». Вспоминает, скажем, скольких усилий стоило ему, чтобы в Тобольске переименовали, наконец, улицу имени Клары Цеткин в честь Семёна Ульяновича Ремизова, строителя Тобольского кремля, и как по сей день не удаётся вернуть улице имени Розы Люксембург исторический топоним – Богоявленская (по Богоявленской церкви, разрушенной до основания в 1949 году). А ведь под её сводами венчался Пётр Павлович Ершов, и в ней же крестили Дмитрия Ивановича Менделеева... Делясь впечатлениями от экскурсии в Салоники (древнее название – Фессалоники), откуда родом, между прочим, Кирилл и Мефодий, Елфимов, поведав о христианском подвиге святого покровителя города Димитрия Солунского, замечает, что с его именем связаны и первые страницы русских летописей: «Именно Димитрия Солунского избрал Ермак Тимофеевич своим небесным покровителем». И тут же сожалеет, что зодчий Семён Ремизов не успел увековечить в Тобольске память о святом великомученике, прославившем в III веке на землях далёкой Фессалоники Иисуса Христа, и покорителе Сибири собором. Но, может, ему, Елфимову, удастся возвести хотя бы часовню их имён в парке, который он разбивает «на пяти гектарах Тобольской земли»... От автора. Аркадий Григорьевич Елфимов родился в 1950 году в Тюмени. После окончания Тюменского инженерно-строительного института был направлен на строительство нефтехимического комплекса в Тобольске. Работал главным инженером, начальником управления по строительству объектов социального и культурного назначения, начальником домостроительного комбината. В 1980-е годы – глава горисполкома (по-нынешнему – мэр) Тобольска. С 1994-го – председатель президиума общественного фонда «Возрождение Тобольска». Член Союза фотохудожников России. Персональные выставки А.Г. Елфимова с успехом проходили и проходят не только в градах и весях «от Москвы до самых до окраин», но и за пределами Отечества.
Авторскими фотоальбомами Аркадий Елфимов не обделён. В году, к примеру, увидели свет сразу четыре с его фамилией на обложках, и один из них, о «священном море» – озере Байкал, «прокомментирован» текстами Валентина Распутина и Валентина Курбатова. «В стране героев и богов» – десятый в творческом багаже мастера запечатлевать прекрасные мгновения. И представляет его не только как профессионала, виртуозно владеющего камерой, но и как серьёзного путешественника, увлекательного рассказчика, знатока древнегреческих мифов и русской литературы, а ещё публициста и патриота своей страны и малой родины – Тобольска. Но удивительно, что именно Греция – древняя и современная, божественная и земная, поэтическая и будничная, увиденная через искатель фотообъектива, – прямо-таки понудила сибиряка задуматься о судьбе России в путевых заметках, без каких, наверное, юбилейный его фотоальбом оказался бы пусть блистательно исполненным полиграфически, но всё же просто путеводителем из серии «Я здесь был…».
Посетить «страну любви, моря и солнца», по признанию автора, была давней и сокровенной мечтой его семьи (с супругой Ольгой они воспитывают четверых детей – Лизу, Кирилла, Петра и Павла). И, казалось бы, после пятичасового полёта из Тюмени в Салоники, уже на легендарной греческой земле, стоило ли вспоминать про то, что «у нас не так»? Но, видимо, боль за своё, родное, дорогое и близкое даже за морями-океанами не даёт Елфимову покоя, заставляет его проводить аналогии, искать сравнения, делать обобщения…
Восхищаясь тем, что в Греции национальный флаг, «как свидетельство душевной чистоты местных жителей», вознесён не только над государственными учреждениями, но и над жилыми постройками, тем, как трепетно греки относятся к древним памятникам и ко всему «эллинскому», Аркадий Елфимов в заметках, «иллюстрирующих» фотоиллюстрации, то и дело проводит параллели с отношением в родном ему городе к «отеческим гробам». Вспоминает, скажем, скольких усилий стоило ему, чтобы в Тобольске переименовали, наконец, улицу имени Клары Цеткин в честь Семёна Ульяновича Ремизова, строителя Тобольского кремля, и как по сей день не удаётся вернуть улице имени Розы Люксембург исторический топоним – Богоявленская (по Богоявленской церкви, разрушенной до основания в 1949 году). А ведь под её сводами венчался Пётр Павлович Ершов, и в ней же крестили Дмитрия Ивановича Менделеева...
Делясь впечатлениями от экскурсии в Салоники (древнее название – Фессалоники), откуда родом, между прочим, Кирилл и Мефодий, Елфимов, поведав о христианском подвиге святого покровителя города Димитрия Солунского, замечает, что с его именем связаны и первые страницы русских летописей: «Именно Димитрия Солунского избрал Ермак Тимофеевич своим небесным покровителем». И тут же сожалеет, что зодчий Семён Ремизов не успел увековечить в Тобольске память о святом великомученике, прославившем в III веке на землях далёкой Фессалоники Иисуса Христа, и покорителе Сибири собором. Но, может, ему, Елфимову, удастся возвести хотя бы часовню их имён в парке, который он разбивает «на пяти гектарах Тобольской земли»...
От автора. Аркадий Григорьевич Елфимов родился в 1950 году в Тюмени. После окончания Тюменского инженерно-строительного института был направлен на строительство нефтехимического комплекса в Тобольске. Работал главным инженером, начальником управления по строительству объектов социального и культурного назначения, начальником домостроительного комбината. В 1980-е годы – глава горисполкома (по-нынешнему – мэр) Тобольска. С 1994-го – председатель президиума общественного фонда «Возрождение Тобольска». Член Союза фотохудожников России. Персональные выставки А.Г. Елфимова с успехом проходили и проходят не только в градах и весях «от Москвы до самых до окраин», но и за пределами Отечества.