1.Систематизировать знания учащихся по теме: «Изменения в повседневной жизни и моде в странах Западной Европе в эпоху Возрождения».
Подвести учащихся к выводу, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.
Проследить динамику демографических процессов в XVI–XVIII вв. в Европе; охарактеризовать бытовые условия жизни европейцев в XVI–XVIII вв.
Показать в сравнении повседневную жизнь, быт различных слоев европейского общества, ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира (продукты питания, предметы быта, одежду и т.д.)
Развивающая:
Продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания.
Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы.
формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Аргументировать позицию от лица участников событий.
Воспитательная:
политическому, экономическому и культурному развитию учащихся.
развитию уважения к историческому народов, достижениям мировой культуры.
развитию творческих учащихся.
Вызвать у учащихся чувства восхищения эпохой Возрождения и ее славными представителями.
Урок построен в соответствии с деятельностным методом обучения.
Рассказ, картинное описание (описание бедствий – голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.).
Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
Талия – основной прямой налог, который государство собирало во Франции в основном с крестьян.
Джентри – дворяне-предприниматели, поставлявшие на рынки сельскохозяйственную продукцию.
Монополия – исключительное право на производство или продажу чего-либо.
Биржа – место, где могли встречаться для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики.
Мануфактура – предприятие нового типа, использовавшее наемный труд.
Буржуазия – господствующий класс, владеющий средствами производства и живущий за счет эксплуатации наемного труда рабочих.
Откупщик – человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.
б) беседа по вопросам:
- Какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв.?
(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей)
- Как изменились состав европейского населения в раннее Новое время по сравнению со Средневековьем?
(Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дворянство, рабочие мануфактур)
3. Мотивация учебной деятельности.
- Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но о какой стороне жизни людей в раннее Новое время мы с вами еще не говорили? Чего не хватает для составления полной картины жизни человека в раннее Новое время?
(Повседневная жизнь).
- Действительно вы еще не представляете, в каких условиях изо дня в день жили люди того времени? Какова была продолжительность их жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога.
- Какую цель мы определим для себя на уроке?
(Познакомиться с различными сторонами повседневной жизни европейцев в XVI – XVIII вв.)
- Какие ассоциации у вас возникают в связи с названием темы? (Выполнить индивидуально, вынести свои ассоциации на обсуждение классу) Учитель записывает ассоциации на доске. В результате работы формируется план урока, который вывешивается на доске. Затем учитель знакомит учащихся с познавательным заданием и тоже помещает его на доску.
Познавательное задание (написано на доске): подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?
1.Систематизировать знания учащихся по теме: «Изменения в повседневной жизни и моде в странах Западной Европе в эпоху Возрождения».
Подвести учащихся к выводу, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.
Проследить динамику демографических процессов в XVI–XVIII вв. в Европе; охарактеризовать бытовые условия жизни европейцев в XVI–XVIII вв.
Показать в сравнении повседневную жизнь, быт различных слоев европейского общества, ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира (продукты питания, предметы быта, одежду и т.д.)
Развивающая:
Продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания.
Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы.
формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Аргументировать позицию от лица участников событий.
Воспитательная:
политическому, экономическому и культурному развитию учащихся.
развитию уважения к историческому народов, достижениям мировой культуры.
развитию творческих учащихся.
Вызвать у учащихся чувства восхищения эпохой Возрождения и ее славными представителями.
Урок построен в соответствии с деятельностным методом обучения.
Используемые технологии: РКМЧП, кластер, эвристическая беседа.
Приемы деятельности учителя:
Рассказ, картинное описание (описание бедствий – голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.).
Межпредметные связи: курс литературы.
Оборудование: учебник А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной “Новая история 1500 – 1800”., раздаточный материал, компьютер, проектор, электронная презентация «Повседневная жизнь».
Ход урока
Оргмомент. Приветствие, настрой на успешную работу, пожелание удачи.
2. Актуализация полученных ранее знаний.
а) Исторический диктант (учитель зачитывает определения, а учащиеся в тетрадях пишут термин, затем следует взаимопроверка)
Термины: абсолютизм, талия, джентри, монополия, биржа, капитал, мануфактура, буржуазия, откупщик.
Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
Талия – основной прямой налог, который государство собирало во Франции в основном с крестьян.
Джентри – дворяне-предприниматели, поставлявшие на рынки сельскохозяйственную продукцию.
Монополия – исключительное право на производство или продажу чего-либо.
Биржа – место, где могли встречаться для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики.
Мануфактура – предприятие нового типа, использовавшее наемный труд.
Буржуазия – господствующий класс, владеющий средствами производства и живущий за счет эксплуатации наемного труда рабочих.
Откупщик – человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.
б) беседа по вопросам:
- Какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв.?
(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей)
- Как изменились состав европейского населения в раннее Новое время по сравнению со Средневековьем?
(Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дворянство, рабочие мануфактур)
3. Мотивация учебной деятельности.
- Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но о какой стороне жизни людей в раннее Новое время мы с вами еще не говорили? Чего не хватает для составления полной картины жизни человека в раннее Новое время?
(Повседневная жизнь).
- Действительно вы еще не представляете, в каких условиях изо дня в день жили люди того времени? Какова была продолжительность их жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога.
- Какую цель мы определим для себя на уроке?
(Познакомиться с различными сторонами повседневной жизни европейцев в XVI – XVIII вв.)
- Какие ассоциации у вас возникают в связи с названием темы? (Выполнить индивидуально, вынести свои ассоциации на обсуждение классу) Учитель записывает ассоциации на доске. В результате работы формируется план урока, который вывешивается на доске. Затем учитель знакомит учащихся с познавательным заданием и тоже помещает его на доску.
Познавательное задание (написано на доске): подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?
ы.