Для архитектуры характерно «обмирщение» (первая треть XVII в. — возрождение после Смуты, в 1640-1660-е гг. зарождаются, а во второй половине XVII в. распространяются новые тенденции — обращение к народным традициям, декоративность, светскость, стремление к практичности и конструктивности): конец XVII в. — появление стиля нарышкинского, или московского, барокко под западноевропейским влиянием (симметричность, многоярусность, декоративность — резьба по камню, раскрашенные фасады), например церковь Покрова в Филях, Усадебный храм Л. К. Нарышкина, постройки Новодевичьего монастыря; рост числа светских (гражданских) сооружений: общественных зданий (особенно в столице: здание Приказов, Печатный и Монетный дворы и пр.), дворцов и усадеб бояр, дворян и купцов, гостиных дворов и пр. В XVII в. активно продолжается деревянное строительство, ярчайшим образцом которого стал царский дворец в Коломенском (1667-1668). Главное направление развития живописи — все большее использование реалистических, светских мотивов: для иконописной школы Симона Ушакова (автора икон Нерукотворный», «Богоматерь Владимирская» и др.) характерен отход от классических православных канонов, в лицах святых появляется все больше реалистичных, жизненных черт, на иконах изображаются реалистические пейзажи; другая известная иконописная школа XVII в. — строгановская, ее представители в Москве писали иконы по заказу Строгановых; возникновение светской портретной живописи: «парсуны» (портреты) писались масляными красками на холсте, их героями становились в основном цари, патриархи, бояре и князья.