Скотоводство уйсунов. Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Природно-клима- тические условия Жетысу благоприятствовали содержанию большого количества скота. Уйсуны откочевывали со своими стадами на лето с зимовок из степных районов Мойынкума и Прибалхашья к предгорьям Тянь-Шаня. Там на альпийских лугах скот набирал вес. Расстояния между зимовками и летовками были от 20 до 100 километров. Поэтому часто уйсуны подолгу оставались на зимовках и летних жайляу. Особенно благоприятной они считали жизнь на весенних и осенних пастбищах. Там они строили постоянные жилища, сажали огороды и разводили сады. Из видов скота уйсуны отдавали предпочтение лошадям, овцам и верблюдам, в меньшей степени - крупному рогатому скоту.
Сыма Цянь, описывая уйсунов, говорит, что «в мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование».
Также указывается, что уйсуны «не занимаются ни земледелием, ни садоводством. Только кочуют со своими стадами от одного богатого водой и травами места к другому». Последнее утверждение не соответствует действительности. На самом деле часть уйсунов не только кочевала, но и занималась земледелием. Из зерновых выращивали ячмень, просо. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Свидетельством этому являются найденные в ходе раскопок остатки ирригационных сооружений, мотыги и плуги, серпы и зернотерки, большое количество семян культурных растений на зимовках и поселениях уйсунов. Растительная пища входила в постоянный рацион питания уйсунов.
Скотоводство уйсунов. Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Природно-клима- тические условия Жетысу благоприятствовали содержанию большого количества скота. Уйсуны откочевывали со своими стадами на лето с зимовок из степных районов Мойынкума и Прибалхашья к предгорьям Тянь-Шаня. Там на альпийских лугах скот набирал вес. Расстояния между зимовками и летовками были от 20 до 100 километров. Поэтому часто уйсуны подолгу оставались на зимовках и летних жайляу. Особенно благоприятной они считали жизнь на весенних и осенних пастбищах. Там они строили постоянные жилища, сажали огороды и разводили сады. Из видов скота уйсуны отдавали предпочтение лошадям, овцам и верблюдам, в меньшей степени - крупному рогатому скоту.
Сыма Цянь, описывая уйсунов, говорит, что «в мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование».
Также указывается, что уйсуны «не занимаются ни земледелием, ни садоводством. Только кочуют со своими стадами от одного богатого водой и травами места к другому». Последнее утверждение не соответствует действительности. На самом деле часть уйсунов не только кочевала, но и занималась земледелием. Из зерновых выращивали ячмень, просо. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Свидетельством этому являются найденные в ходе раскопок остатки ирригационных сооружений, мотыги и плуги, серпы и зернотерки, большое количество семян культурных растений на зимовках и поселениях уйсунов. Растительная пища входила в постоянный рацион питания уйсунов.