В истории Казахстана очень много белых пятен, есть периоды, которые слабо освещены в письменных источниках. Это относится и к Тауке хане, период правления которого вызывает много споров. И в текстах мусульманских авторов, и в русскоязычных источниках содержатся лишь отрывочные сведения. Но есть еще народная молва, предания, которые передаются от отца к сыну. И даже если допустить мысль, что за такой большой отрезок времени образ человека мог обрасти легендами и небылицами, все равно нельзя отрицать роль народного сказания в восстановлении образа исторической личности. В этой статье я постаралась собрать кое-что о Тауке хане. Надо отметить тот факт, что в народных преданиях период правления Тауке хана называют «золотым веком» Казахского ханства. В разных источниках его называют Тевке, Тявка, Текей, Таваккул, но согласно легендам, полное имя, которое было выгравировано на его личной печати, звучало как Тауекел Мухамед. Как отмечал Ираклий Левшин, который в 1820 г. был назначен в Оренбургскую пограничную комиссию, где и занимался разбором архива киргиз-кайсацких дел, Тауке хан правил долго, прожил богатую событиями жизнь и умер глубоким стариком в 1718 г. Казахи всегда давали дополнительные имена ханам, которые выделялись личными качествами. К примеру, за храбрость к именам ханов приставляли слово «арыстан, салам, баадр»: Салкам Жанибек, Абулхаир бахадур. За мудрость и ум Тауке называли з Туке - «з» означает «мудрый, уважаемый». При Тауке хане был написан свод законов Жети жаргы, известных как «Семь установлений Тауке хана». Принятию этих законов, по мнению историка Карибаева то, что в обществе отсутствовала централизованная власть, что не могло не сказаться на криминогенной ситуации в обществе. Были нередки случаи воровства, грабежа и убийств. Необходимы были кардинальные меры для решения этой проблемы. По мнению историка, если глубже изучить источники, в частности труды Шакарима и Левшина, станет ясно, что общество до прихода к власти Тауке хана погрязло в междоусобицах и межплеменных конфликтах. Шла постоянная борьба за власть. К сожалению, в источниках не указано, каким путем к власти пришел Тауке хан, но приблизительный год обозначен – 1680 г. Для решения вышеуказанных проблем, Тауке хан решил созвать совет из известных биев трех жузов: Айтеке би, Казыбек би и Толе би. К тому же на собраниях присутствовали и другие бии из разных жузов и родов. Сделал он это для того, чтобы аксиально адаптировать законодательство для каждого жуза, учитывать традиции каждого племени. Согласно преданиям, собрания проводились в местечке под названием Култобе. Тауке хан каждый день собирал биев и каждый параграф Жети жаргы подвергался обсуждению и путем горячих споров закон приниали. В народе даже появилось выражение «Клтбені басында кнде жиын» (На горе Култобе каждый день собрание). Благодаря принятию свода законов Жети Жаргы, в обществе прекратились межплеменные конфликты, междоусобица, хозяйственные и политические связи между жузами были урегулированы на законодательном уровне. То есть, удалось преодолеть политический распад ханства, сконцентрировать все силы для обороны от общего врага - джунгаров. Историки называют период правления Тауке хана временем, «когда воробьи могли вить гнезда на спинах баранов», то есть говорят о спокойствии, которое воцарилось в период его правления. В народе ходят много легенд, связанных с Тауке ханом. Одно из них гласит, что когда на одном из собраний хан спросил, что необходимо в первую очередь для того, чтобы казахи могли отразить нападения джунгар и разбить врага. После долгой дискуссии он ответил, что самое главное для казахского народа - единство. Это главное орудие в борьбе против врага и залог успеха. Это было то, чего не хватало разрозненному казахскому обществу того времени. Есть еще одна легенда, согласно которой казахские воины, увидев огромное войско джунгар, остановились и не решались идти в бой. Тогда Тауке, увидев, что еще немного и войска обратятся в бегство, сказал одному из своих соратников принеси мне змею. Когда ему принесли змею, он перед всем войском сказал:Бисмиллях, Аллах на нашей стороне. Мы были мирным народом, но пришли джунгары и окрасили нашу степь в кровь, поэтому мы поступим с ними вот так! – Сказав это, он оторвал змее голову. Казахские воины с криком «Алаш!» кинулись в бой... Это было очень символичный жест, поскольку на флаге джунгар был изображен дракон. Несоменнно, Тауке хан превосходил всех остальных умом, мудростью и отвагой. Татарский мурза из рода Тевкелевых, российский дипломат и переводчик Кутлу-Мухамед Тевкелев (в документах Алексей Иванович Тевкелев) в 1748 г. охарактеризовал Тауке хана так: «Тевке-хан был человек умный и у киргисцов в великом почтении».
Объяснение:
В истории Казахстана очень много белых пятен, есть периоды, которые слабо освещены в письменных источниках. Это относится и к Тауке хане, период правления которого вызывает много споров. И в текстах мусульманских авторов, и в русскоязычных источниках содержатся лишь отрывочные сведения. Но есть еще народная молва, предания, которые передаются от отца к сыну. И даже если допустить мысль, что за такой большой отрезок времени образ человека мог обрасти легендами и небылицами, все равно нельзя отрицать роль народного сказания в восстановлении образа исторической личности. В этой статье я постаралась собрать кое-что о Тауке хане. Надо отметить тот факт, что в народных преданиях период правления Тауке хана называют «золотым веком» Казахского ханства. В разных источниках его называют Тевке, Тявка, Текей, Таваккул, но согласно легендам, полное имя, которое было выгравировано на его личной печати, звучало как Тауекел Мухамед. Как отмечал Ираклий Левшин, который в 1820 г. был назначен в Оренбургскую пограничную комиссию, где и занимался разбором архива киргиз-кайсацких дел, Тауке хан правил долго, прожил богатую событиями жизнь и умер глубоким стариком в 1718 г. Казахи всегда давали дополнительные имена ханам, которые выделялись личными качествами. К примеру, за храбрость к именам ханов приставляли слово «арыстан, салам, баадр»: Салкам Жанибек, Абулхаир бахадур. За мудрость и ум Тауке называли з Туке - «з» означает «мудрый, уважаемый». При Тауке хане был написан свод законов Жети жаргы, известных как «Семь установлений Тауке хана». Принятию этих законов, по мнению историка Карибаева то, что в обществе отсутствовала централизованная власть, что не могло не сказаться на криминогенной ситуации в обществе. Были нередки случаи воровства, грабежа и убийств. Необходимы были кардинальные меры для решения этой проблемы. По мнению историка, если глубже изучить источники, в частности труды Шакарима и Левшина, станет ясно, что общество до прихода к власти Тауке хана погрязло в междоусобицах и межплеменных конфликтах. Шла постоянная борьба за власть. К сожалению, в источниках не указано, каким путем к власти пришел Тауке хан, но приблизительный год обозначен – 1680 г. Для решения вышеуказанных проблем, Тауке хан решил созвать совет из известных биев трех жузов: Айтеке би, Казыбек би и Толе би. К тому же на собраниях присутствовали и другие бии из разных жузов и родов. Сделал он это для того, чтобы аксиально адаптировать законодательство для каждого жуза, учитывать традиции каждого племени. Согласно преданиям, собрания проводились в местечке под названием Култобе. Тауке хан каждый день собирал биев и каждый параграф Жети жаргы подвергался обсуждению и путем горячих споров закон приниали. В народе даже появилось выражение «Клтбені басында кнде жиын» (На горе Култобе каждый день собрание). Благодаря принятию свода законов Жети Жаргы, в обществе прекратились межплеменные конфликты, междоусобица, хозяйственные и политические связи между жузами были урегулированы на законодательном уровне. То есть, удалось преодолеть политический распад ханства, сконцентрировать все силы для обороны от общего врага - джунгаров. Историки называют период правления Тауке хана временем, «когда воробьи могли вить гнезда на спинах баранов», то есть говорят о спокойствии, которое воцарилось в период его правления. В народе ходят много легенд, связанных с Тауке ханом. Одно из них гласит, что когда на одном из собраний хан спросил, что необходимо в первую очередь для того, чтобы казахи могли отразить нападения джунгар и разбить врага. После долгой дискуссии он ответил, что самое главное для казахского народа - единство. Это главное орудие в борьбе против врага и залог успеха. Это было то, чего не хватало разрозненному казахскому обществу того времени. Есть еще одна легенда, согласно которой казахские воины, увидев огромное войско джунгар, остановились и не решались идти в бой. Тогда Тауке, увидев, что еще немного и войска обратятся в бегство, сказал одному из своих соратников принеси мне змею. Когда ему принесли змею, он перед всем войском сказал:Бисмиллях, Аллах на нашей стороне. Мы были мирным народом, но пришли джунгары и окрасили нашу степь в кровь, поэтому мы поступим с ними вот так! – Сказав это, он оторвал змее голову. Казахские воины с криком «Алаш!» кинулись в бой... Это было очень символичный жест, поскольку на флаге джунгар был изображен дракон. Несоменнно, Тауке хан превосходил всех остальных умом, мудростью и отвагой. Татарский мурза из рода Тевкелевых, российский дипломат и переводчик Кутлу-Мухамед Тевкелев (в документах Алексей Иванович Тевкелев) в 1748 г. охарактеризовал Тауке хана так: «Тевке-хан был человек умный и у киргисцов в великом почтении».
Выпиши только нужное.;)