больше всего сведений об общественном устройстве народов средневековой Европы находится в текстах законодательных актов, вроде «Салической правды». Но, к сожалению, на данный момент практически не известно каких-либо судебников у скандинавов описываемого периода. Первые своды законов, такие как законы Гулатинга и Фростатинга появились гораздо позже, хотя всё равно являются ценными источниками по древнескандинавской истории. Некоторую информацию об общественном устройстве можно также подчерпнуть из исландских родовых саг и прядей, являющихся, по сути, жизнеописаниями людей, живших в ту эпоху. В них же иногда находится информация о правителях и их династиях (королевские саги). Помимо этого, подробное описание повседневной жизни древнего скандинава позволяет кое-что узнать о его ближайшем окружении, взаимоотношениях с людьми, но главное – некоторые сведения об общественной системе скандинавских стран в указанный период.
Хотя, на самом деле, у большинства исследователей есть глубокие сомнения насчёт достоверности описания общественных реалий в сагах. Основные, и самые убедительные аргументы – это, во-первых, слишком позднее написание этих саг, которое датируется обычно XII – XIII веками – то есть, спустя столетия после описываемых событий; во-вторых, саги рассматриваются в первую очередь как литературные памятники той эпохи, поэтому могут содержать неточности, путать имена героев и тому подобные ошибки. Кроме того, исландские саги – это в первую очередь, литературные памятники. В зависимости от целей написания (восхваление знатных родов, например), политической ситуации, в конце концов, от личного взгляда автора на описываемые события факты могут намеренно искажаться, приукрашиваться и тому подобное.
Тем не менее, общая картина всё-таки просматривается, а главное, на долю достоверности может указывать географическая привязанность описываемых событий к конкретной местности.
Об этом могут говорить даже сами названия – саги о людях с Лососьей долины, с Оружейного фьорда, о Сигурде с Городищенского фьорда и так далее. Интересно, что большинство упомянутых в сагах местностей до сих пор существуют в Исландии, причём их современные названия часто остаются теми же, лишь слегка видоизменёнными по части произношения.
Более информативны в плане описания политических событий саги, написанные исландским скальдом и политическим деятелем Снорри Стурлусоном. Круг Земной, или Хеймскрингла, авторство которого приписывается ему, является сборником королевских саг, включая легендарную Сагу об Инглингах. Каждая из них повествует о жизни и правлении норвежских конунгов с конца IX до середины XIII веков. Хотя и Хеймскрингла тоже подвергается критике по поводу её достоверности. Другое знаменитое произведение Снорри – Младшая Эдда – является ценнейшим источником по скандинавской мифологии. Также в одной из её частей – «Язык поэзии» - говорится о толковании скальдической поэзии, столь сложной для перевода и толкования.
Экспансия викингов распространялась на всю Западную и Восточную Европу, поэтому неудивительно, что из этих регионов также происходит множество источников. Среди них в основном записи и хроники христианских миссионеров из Западной Европы, которые распространяли христианство на территорию Скандинавского полуострова – такие, как Адам Бременский, Видукинд Корвейский и другие. Впрочем, среди хронистов есть и скандинавские церковные деятели. Так, например, «Деяния датчан», написанные датским священником Саксоном Грамматиком, являются ценнейшим источником по истории Дании. Конечно же, все они не могли выражать объективную точку зрения, да и цель их была рассказать об их светлой миссии по борьбе с язычеством, поэтому дохристианской истории они уделяют не так много внимания.
Следует отметить, что кроме саг, со всеми их недостатками, источников по истории древней Скандинавии очень мало, и относятся они все к более позднему периоду. Источники, относящиеся непосредственно к эпохе викингов, это либо описания зарубежных хронистов, которые характеризуют в основном только викингские походы и их последствия для их родных государств, а не внутреннее устройство скандинавского общества, либо малоинформативные рунические надписи на камнях, которых не так много.
Социальная структура раннескандинавского общества
больше всего сведений об общественном устройстве народов средневековой Европы находится в текстах законодательных актов, вроде «Салической правды». Но, к сожалению, на данный момент практически не известно каких-либо судебников у скандинавов описываемого периода. Первые своды законов, такие как законы Гулатинга и Фростатинга появились гораздо позже, хотя всё равно являются ценными источниками по древнескандинавской истории. Некоторую информацию об общественном устройстве можно также подчерпнуть из исландских родовых саг и прядей, являющихся, по сути, жизнеописаниями людей, живших в ту эпоху. В них же иногда находится информация о правителях и их династиях (королевские саги). Помимо этого, подробное описание повседневной жизни древнего скандинава позволяет кое-что узнать о его ближайшем окружении, взаимоотношениях с людьми, но главное – некоторые сведения об общественной системе скандинавских стран в указанный период.
Хотя, на самом деле, у большинства исследователей есть глубокие сомнения насчёт достоверности описания общественных реалий в сагах. Основные, и самые убедительные аргументы – это, во-первых, слишком позднее написание этих саг, которое датируется обычно XII – XIII веками – то есть, спустя столетия после описываемых событий; во-вторых, саги рассматриваются в первую очередь как литературные памятники той эпохи, поэтому могут содержать неточности, путать имена героев и тому подобные ошибки. Кроме того, исландские саги – это в первую очередь, литературные памятники. В зависимости от целей написания (восхваление знатных родов, например), политической ситуации, в конце концов, от личного взгляда автора на описываемые события факты могут намеренно искажаться, приукрашиваться и тому подобное.
Тем не менее, общая картина всё-таки просматривается, а главное, на долю достоверности может указывать географическая привязанность описываемых событий к конкретной местности.
Об этом могут говорить даже сами названия – саги о людях с Лососьей долины, с Оружейного фьорда, о Сигурде с Городищенского фьорда и так далее. Интересно, что большинство упомянутых в сагах местностей до сих пор существуют в Исландии, причём их современные названия часто остаются теми же, лишь слегка видоизменёнными по части произношения.
Более информативны в плане описания политических событий саги, написанные исландским скальдом и политическим деятелем Снорри Стурлусоном. Круг Земной, или Хеймскрингла, авторство которого приписывается ему, является сборником королевских саг, включая легендарную Сагу об Инглингах. Каждая из них повествует о жизни и правлении норвежских конунгов с конца IX до середины XIII веков. Хотя и Хеймскрингла тоже подвергается критике по поводу её достоверности. Другое знаменитое произведение Снорри – Младшая Эдда – является ценнейшим источником по скандинавской мифологии. Также в одной из её частей – «Язык поэзии» - говорится о толковании скальдической поэзии, столь сложной для перевода и толкования.
Экспансия викингов распространялась на всю Западную и Восточную Европу, поэтому неудивительно, что из этих регионов также происходит множество источников. Среди них в основном записи и хроники христианских миссионеров из Западной Европы, которые распространяли христианство на территорию Скандинавского полуострова – такие, как Адам Бременский, Видукинд Корвейский и другие. Впрочем, среди хронистов есть и скандинавские церковные деятели. Так, например, «Деяния датчан», написанные датским священником Саксоном Грамматиком, являются ценнейшим источником по истории Дании. Конечно же, все они не могли выражать объективную точку зрения, да и цель их была рассказать об их светлой миссии по борьбе с язычеством, поэтому дохристианской истории они уделяют не так много внимания.
Следует отметить, что кроме саг, со всеми их недостатками, источников по истории древней Скандинавии очень мало, и относятся они все к более позднему периоду. Источники, относящиеся непосредственно к эпохе викингов, это либо описания зарубежных хронистов, которые характеризуют в основном только викингские походы и их последствия для их родных государств, а не внутреннее устройство скандинавского общества, либо малоинформативные рунические надписи на камнях, которых не так много.