Напиши краткий конспект . Тема: Письменные источники об усунях. Урок 1 Цель: определять особенности общественного строения усуней.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕКСТ
Первые сведения об усунях встречаются в китайских источниках в конце ІІ в. до
н. э. Основной источник по истории усуней — это «Исторические записки» Сыма
Цяня.
Сыма Цянь писал: «...на востоке граничили с гуннами, на северо-западе - с
Кангюем, на западе — с Даванией, на юге – с разными постоянными
владениями». Страной неба назвал историк государство усуней.
Численность населения усуней по письменным источникам составляла 630 тыс.
человек. «Усуньский большой гуньмо живет в городе Чигу, кибиток 120 000,
душ 630 000, войска 188 800», говорится в источниках.
В древних китайских источниках указывается, что «усуни не занимаются ни
земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место,
смотря по приволью в траве и воде». Природа страны усуней описывается так:
«Земли ровные и травянистые; страна дождливая и холодная. Горы покрыты
хвойным лесом». В раннем железном веке после саков земли Семиречья были
населены племенами усуней. Они одно из древнейших этнических объединений
Центральной Азии, были одним из основных племен, составивших казахский
народ. На западе границы усуньских владений проходили по рекам Чу и Талас,
возможно, вплоть до восточных склонов Каратау. Центром усуньских владений
были Илийская и Чуйская долины, котловина Иссык-Куля. Уйсунские племена
уже имели свое государственное устройство. Китайские обозначения «Усунго»,
«Синго» означают кочевое государство. Об общественном устройстве усуней
также имеются сведения в китайских источниках.
Общество состояло из предводителей племен и родов, знати, воинов и жрецов,
а также рядовых членов общины. Простолюдины состояли из скотоводов и
земледельцев. В усуньском обществе существовало неравенство.
У усуней частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и
воду. Вожди требовали: «Никто не смеет пасти свой скот на моих землях», — и не
подпускали рядовых скотоводов к своим пастбищам, местам водопоя скота.
Богатые уйсуны имели по 4-5 тысяч лошадей. Были и рабы. Их число
пополнялось плененными во время войн чужеземцами. Труд рабов
использовался в домашнем хозяйстве. Правителя уйсунов называли
гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул бек, а также
мелкие родоправители.
В китайской хронике «Хань» записано, что уйсунский гуньмо изъявил желание
вступить в родство с китайским двором через женитьбу на китайской царевне.
Поскольку в Китае требовали за нее подарок, гуньмо отправил 1000 коней.
Произошло это событие в 107 году до н. э. Китайская царевна не знала язык
уйсунов, а гуньмо не знал китайского. Находясь в уйсунской степи, китайская
царевна сочинила стихотворение «Песнь лебедя», где выразила свою тоску по
Родине, желание вернуться в родные края,
В уйсунском хозяйстве широкое распространение получили такие виды ремесла,
как прядение, вышивание, выделка кожи, изготовление предметов и вещей из
камня и кости. Из камня делали орудия труда; из различных драгоценных
камней — бусы и ожерелья. Каргалинская диадема является яркой находкой
племени усуней. Полихромный стиль в искусстве стал распространяться в эпоху
позднего железа у усуней, гуннских племен. Широко распространилась традиция
инкрустировать драгоценными камнями золотые, серебряные изделия. Такие
ценные камни, как агат, изумруд, яшма, использовались при изготовлении буси
Ожерелий. Золотые вещи украшались зернью мелкими шариками, вставками
из бирюзы, сердолика. Археологи нашли в погребениях уйсунов тамги,
сделанные из глины. Их использовали рядовые общинники. У знати, правителей
и военачальников тамги были золотые и медные. Тамгами тавровали лошадей.
Согласно письменным источникам, государство усуней делилось на три военно-