Экономическое развитие украинских земель во второй половине XIX - начале ХХ века
Реформы 60-70-х годов XIX в. ускорили экономическое развитие Приднепровской Украине
Начался интенсивное развитие промышленного производства. В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов началось развитие Донбасса. В 1871 г: англичанин Джон Юз открыл в Екатеринославской губернии металлургический завод, вблизи которого возник поселок Юзовка (ныне Донецк). С 1861 по 1900 гг. Добыча угля в Донбассе увеличился почти в 100 раз. В Донбассе в 1900 г. добывалось более 2 / 3 общероссийской добычи угля. Здесь сосредоточено почти все производство кокса. В 1881 г. основан иностранное акционерное общество, которое приступило к разработке железной руды на Саксаганском руднике в Криворожском бассейне. На конец XIX в. Кривбасс давал 57,2% добычи железной руды в Российской империи. Во второй половине 80-х годов на базе руд Кривого Рога и коксующегося угля Донбасса началось строительство крупных металлургических заводов в Поднепровье: в Александрийскую (теперь Запорожье), Екатеринославе (Днепропетровск), с. Каменское (Днепродзержинск). Под конец XIX в. Надднипрянська Украины превратилась в основную угольно-металлургическую базу России.
На Правобережье и Левобережье продолжали развиваться сахарная, пищевая, легкая промышленности. В начале 80-х годов, в связи с усиленным внедрением паровой энергетики, сахарная промышленность Украины достигла значительного развития. Производство сахара в Украине за период с 1861 по 1897 г. возросло в 15 раз. В этой области господствующие позиции занимали предприниматели Яхненко, Симиренко, Харитоненко, Бродски. К середине 90-х годов 153 сахарных завода Украины производили 23,9 млн. пудов сахара.
В 90-х гг Украины давала более половины сельскохозяйственных машин. В 1895 г. началось строительство Харьковского паровозостроительного, а в следующем году - Луганского машиностроительного заводов. Уже 1900 эти заводы выпустили 233 паровоза (23,3% общероссийского производства).
Индустриализация развитию городов. Особенно быстро развивалась Одесса, которая вышла на первое место в Украине по количеству промышленных предприятий и объему промышленного производства. В 1879 г. в Одессе было 159 предприятия, а в 1890 г. - 322 (в т. ч. 14 паровых мельниц, 11 литейно-механических заводов, фабрики джутовых мешков и др.). Одесский порт занял второе место по грузообороту среди морских портов России (после Петербурга)
Промышленное развитие сопровождалось интенсивным железнодорожным строительством. Первая железная дорога длиной 196 верст - Балта-Одесса - была построена в 1865 г. В течение 1866-1879 годов в Украине проложено более 4,5 тыс. верст железнодорожных путей. На конец XIX в. протяженность железных дорог в Украине составляла 1 / 5 всей железнодорожной сети Российской империи; дороги уже связали все главные города Украины между собой и с черноморскими портами и с промышленными центрами России. По рекам Украине ходило 220 пароходов
Индустриализация увеличила долю Украины в промышленном производстве Российской империи (до 20% в 1900 г.), привела к увеличению количества городов (в 1897 г. в городах проживало 16% населения Восточной Украины)
Рубеж XIX и ХХ вв. был в Украине периодом завершения промышленного переворота и перехода к индустриализации, суть которой заключалась в развитии крупной машинной индустрии, качественном изменении структуры хозяйства (промышленность должна была преобладать над сельским хозяйством, а тяжелая промышленность - над легкой. Эти крупномасштабные кардинальные изменения происходили в чрезвычайно сложных условиях. Российская империя, как и большинство передовых стран мира, в 1900-1903 гг в экономический кризис. 1904-1908 гг были годами депрессии, и только в 1909-1913 гг. Началось промышленный подъем.
украинская промышленность, развивающаяся в русле общеимперских экономических тенденций, одновременно в силу ряда обстоятельств (выгодное географическое положение; природные богатства, дешевая, но квалифицированная рабочая сила и др.) имела свои особенности. Экономический кризис, обострив конкуренцию, усилив поляризацию предприятий, заставила буржуазию максимально сконцентрировать и объединить силы. Уже в начале ХХ в. Украина по уровню концентрации промышленного производства в основных отраслях была не только лидером Российской империи, но и заняла одно из первых мест в мире. Пять крупнейших южных металлургических заводов (Юзовский, Днепровский, Александровский, Петровский, Донецко-Юрьевский) производили около 25% общероссийского чугуна. Заводы Бродского, Терещенко, Харитоненко, Ярошинского и Бобринского производили около 60% сахара-рафинада в Российской империи. На крупных предприятиях (более 500 человек) в Украине работало свыше 44% всех рабочих, в то время как в США - лишь 33%.
Всемирная история
История Украины
Экономическое развитие украинских земель во второй половине XIX - начале ХХ века
Реформы 60-70-х годов XIX в. ускорили экономическое развитие Приднепровской Украине
Начался интенсивное развитие промышленного производства. В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов началось развитие Донбасса. В 1871 г: англичанин Джон Юз открыл в Екатеринославской губернии металлургический завод, вблизи которого возник поселок Юзовка (ныне Донецк). С 1861 по 1900 гг. Добыча угля в Донбассе увеличился почти в 100 раз. В Донбассе в 1900 г. добывалось более 2 / 3 общероссийской добычи угля. Здесь сосредоточено почти все производство кокса. В 1881 г. основан иностранное акционерное общество, которое приступило к разработке железной руды на Саксаганском руднике в Криворожском бассейне. На конец XIX в. Кривбасс давал 57,2% добычи железной руды в Российской империи. Во второй половине 80-х годов на базе руд Кривого Рога и коксующегося угля Донбасса началось строительство крупных металлургических заводов в Поднепровье: в Александрийскую (теперь Запорожье), Екатеринославе (Днепропетровск), с. Каменское (Днепродзержинск). Под конец XIX в. Надднипрянська Украины превратилась в основную угольно-металлургическую базу России.
На Правобережье и Левобережье продолжали развиваться сахарная, пищевая, легкая промышленности. В начале 80-х годов, в связи с усиленным внедрением паровой энергетики, сахарная промышленность Украины достигла значительного развития. Производство сахара в Украине за период с 1861 по 1897 г. возросло в 15 раз. В этой области господствующие позиции занимали предприниматели Яхненко, Симиренко, Харитоненко, Бродски. К середине 90-х годов 153 сахарных завода Украины производили 23,9 млн. пудов сахара.
В 90-х гг Украины давала более половины сельскохозяйственных машин. В 1895 г. началось строительство Харьковского паровозостроительного, а в следующем году - Луганского машиностроительного заводов. Уже 1900 эти заводы выпустили 233 паровоза (23,3% общероссийского производства).
Индустриализация развитию городов. Особенно быстро развивалась Одесса, которая вышла на первое место в Украине по количеству промышленных предприятий и объему промышленного производства. В 1879 г. в Одессе было 159 предприятия, а в 1890 г. - 322 (в т. ч. 14 паровых мельниц, 11 литейно-механических заводов, фабрики джутовых мешков и др.). Одесский порт занял второе место по грузообороту среди морских портов России (после Петербурга)
Промышленное развитие сопровождалось интенсивным железнодорожным строительством. Первая железная дорога длиной 196 верст - Балта-Одесса - была построена в 1865 г. В течение 1866-1879 годов в Украине проложено более 4,5 тыс. верст железнодорожных путей. На конец XIX в. протяженность железных дорог в Украине составляла 1 / 5 всей железнодорожной сети Российской империи; дороги уже связали все главные города Украины между собой и с черноморскими портами и с промышленными центрами России. По рекам Украине ходило 220 пароходов
Индустриализация увеличила долю Украины в промышленном производстве Российской империи (до 20% в 1900 г.), привела к увеличению количества городов (в 1897 г. в городах проживало 16% населения Восточной Украины)
Рубеж XIX и ХХ вв. был в Украине периодом завершения промышленного переворота и перехода к индустриализации, суть которой заключалась в развитии крупной машинной индустрии, качественном изменении структуры хозяйства (промышленность должна была преобладать над сельским хозяйством, а тяжелая промышленность - над легкой. Эти крупномасштабные кардинальные изменения происходили в чрезвычайно сложных условиях. Российская империя, как и большинство передовых стран мира, в 1900-1903 гг в экономический кризис. 1904-1908 гг были годами депрессии, и только в 1909-1913 гг. Началось промышленный подъем.
украинская промышленность, развивающаяся в русле общеимперских экономических тенденций, одновременно в силу ряда обстоятельств (выгодное географическое положение; природные богатства, дешевая, но квалифицированная рабочая сила и др.) имела свои особенности. Экономический кризис, обострив конкуренцию, усилив поляризацию предприятий, заставила буржуазию максимально сконцентрировать и объединить силы. Уже в начале ХХ в. Украина по уровню концентрации промышленного производства в основных отраслях была не только лидером Российской империи, но и заняла одно из первых мест в мире. Пять крупнейших южных металлургических заводов (Юзовский, Днепровский, Александровский, Петровский, Донецко-Юрьевский) производили около 25% общероссийского чугуна. Заводы Бродского, Терещенко, Харитоненко, Ярошинского и Бобринского производили около 60% сахара-рафинада в Российской империи. На крупных предприятиях (более 500 человек) в Украине работало свыше 44% всех рабочих, в то время как в США - лишь 33%.