Лео Мулен, ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНАХОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (X-XV ВВ.) В 16 веке, в сущности, мало что изменилось, однако после Реформации в Европе многие монастыри лишились своих владений. Кроме того, период 16-17 века охарактеризовался значительным падением нравов монастырской братии. Глава I Долгий день монаха Распорядок Колокол отметил полночь. В звучащих молитвами сумерках люди спешат к хорам, бесшумно ступая по полу. Начинается долгий день монаха. Час за часом, он будет протекать в ритме утрени и заутренних служб, первого, третьего, шестого и девятого канонических часов, вечерни и повечерия. Невозможно установить точно, как монах использовал время. Прежде всего, потому, что сведения о Средневековье в этом плане весьма приблизительны, а сама эпоха, по сравнению с нашей, была менее чувствительна к ходу времени и не придавала ему большого значения. Затем, потому что распорядок дня был различным в разных монашеских орденах и конгрегациях, как во времени, так и в пространстве. И, наконец, потому что в одном и том же монастыре время суток варьировалось в зависимости от времени года и церковного круга богослужения. Можно привести много разных примеров, но мы ограничимся тем, что, следуя книге отца Кузена, рассмотрим распорядок, типичный для клюнийского ордена в период равноденствия, то есть на первую половину апреля — начало пасхального времени, а также распорядок дня на вторую половину сентября. Примерно половина первого ночи (в среднем) Всенощная (с утреней). Около 2.30 Снова ложатся спать. Около 4 ч. Утреня и службы после заутрени. Около 4.30 Снова ложатся спать. Около 5.45 до 6 часов Окончательный подъем (с восходом солнца), туалет. Около 6 ч. Индивидуальная молитва (с 23 сентября по 1 ноября). Около 6.30 Первый канонический час. Капитул (собрание монастыря): • богослужебная часть: молитвы, вторая часть первого часа, чтение главы из устава или Евангелия на сегодняшний день с комментариями аббата, или, в отсутствие последнего, приора; • административная часть: отчет должностных лиц монастыря, сообщение аббата о текущих делах; • дисциплинарная часть: обвинение монахов, нарушивших дисциплину один раз за неделю: они каются сами, и их обвиняют их братья — это обвинительный капитул. Около 7.30 Утренняя месса, на которой монастырская братия присутствует в полном составе. С 8.15 до 9 ч. Индивидуальные молитвы — это обычное время от праздника Всех Святых до Пасхи и от Пасхи до 13 сентября. С 9 ч. до 10.30 Третий час, за которым следует монастырская месса. С 10.45 до 11.30 Работа. Около 11.30 Шестой час. Около 12.00 Трапеза. С 12.45 до 13.45 Полуденный отдых. С 14 ч. до 14.30 Девятый час. С 14.30 до 16.15 Летом работа в саду, зимой, а также в плохую погоду — в помещениях монастыря, в частности, в скриптории. С 16.30 до 17.15 Вечерня. С 17.30 до 17.50 Легкий ужин, за исключением постных дней. Около 18 ч. Повечерие. Около 18.45 Отходят ко сну. После повечерия зимой один монах должен был совершать обход помещений с горящим фонарем в руках, чтобы его узнавали.