Написать конспект Царствование Николая I
В истории России правление императора Николая I определяется как апогей российского самодержавия. Революционные потрясения, сопровождавшие восшествие на престол этого российского императора, наложили свой отпечаток на всю его деятельность. В глазах своих современников он воспринимался как душитель свободы, вольномыслия, как неограниченный правитель-деспот. Император верил в пагубность человеческой свободы и самостоятельности общества. По его мнению, благоденствие страны могло быть обеспечено исключительно через жесткий порядок, неукоснительным выполнением каждым подданным Российской империи своих обязанностей, контролем и регламентацией общественной жизни.Считая, что решить вопрос благоденствия можно только сверху, Николай I образовал «Комитет 6 декабря 1826 года». В задачи комитета входила подготовка законопроектов преобразований. На 1826 г. приходится и превращение «Собственной его императорского величества канцелярии» в важнейший орган государственной власти и управления. Наиболее важные задачи ставились перед ее II и III отделениями. II отделение должно было заниматься кодификацией законов, а III — занималось делами высшей политики. Для решения задач оно получило в подчинение корпус жандармов и, таким образом, контроль над всеми сторонами общественной жизни. Во главе III отделения был поставлен близкий к императору всесильный граф А.Х.Бенкендорф. Однако сверхцентрализация власти не привела к положительным результатам. Верховные инстанции утонули в море бумаг и потеряли контроль за ходом дел на местах, что вело к волоките и злоупотреблениям. Для решения крестьянского вопроса были созданы десять сменявших друг друга секретных комитетов. Однако итог их деятельности был незначительным. Наиболее важным мероприятием в крестьянском вопросе можно считать реформу государственной деревни 1837 г. Государственным крестьянам давалось самоуправление, приводилось в порядок и управление ими. Было пересмотрено обложение податями и наделение землей. В 1842 г. вышел указ об обязанных крестьянах, в соответствии с которым помещик получал право отпускать крестьян на волю с предоставлением им земли, но не в собственность, а в пользование. 1844 год изменил положение крестьян в западных районах страны. Но это было сделано не с целью улучшения положения крестьян, а в интересах власти. стремившейся ограничить влияние местного, оппозиционно настроенного нерусского дворянства. С проникновением в экономическую жизнь страны капиталистических отношений и постепенным размыванием сословной системы были связаны изменения и в общественном устройстве — повышены чины, дающие дворянство, а для крепнущих торгово-промышленных слоев вводилось новое сословное состояние — почетное гражданство. Контроль за общественной жизнью привел и к переменам в области образования. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних учебных заведений. Образование носило сословный характер, т.е. ступени школы были оторваны друг от друга: начальные и приходские — для крестьян, уездные — для городских обывателей, гимназии — для дворян. В 1835 г. увидел свет новый университетский устав, сокративший автономию высших учебных заведений. Волна европейских буржуазных революций в Европе 1848-1849 гг., ужаснувшая Николая I, привела к т.н. «мрачному семилетию», когда до предела был ужесточен цензурный контроль, свирепствовала тайная полиция. Перед наиболее прогрессивно настроенными людьми замаячила тень безысходности. Этот последний этап царствования Николая I по сути был уже агонией той системы, которую он создал.

marinedzhan000 marinedzhan000    1   03.03.2022 05:22    6

Другие вопросы по теме История