На печати, которой запечатывались письма петра 1 из-за границы, были слова : "аз есмь в чину учимых и учащих мя требую". найдите современный эквивалент высказыванию. как по вашему мнению, характеризует оно личность царя ?
Летом 1698 г. стрельцы нескольких полков, которых перебрасывали из-под Азова на западную границу, отказались подчиняться своим полковникам и попытались прорваться в Москву.
I
Полки нового строя разгромили стрельцов. Начались допросы, которые вел князь Ромодановский. Вскоре к иему присоединился Петр вернувшийся из-за границы. Допросы сопровождались жестокими пытками — в стрелецком бунте царь заподозрил результат коварного заговора окружавших его бояр и стремился выявить виновных.
Не добившись толку в пыточных застенках, Петр приказал боярам принять участие в массовых казнях стрельцов. Он и сам рубил головы. Сотни стрельцов были казиены на Красной площади, повешены у стен Новодевичьего монастыря, под окнами кельи царевны Софьи.
Так в лице стрельцов Петр беспощадно расправлялся со старой Московской Русью. Несомненно, что стрелецкий бунт еще в большей степени подтолкнул Петра к преобразованию страны на европейский манер — недаром, рубя головы стрельцам, царь там же, в Преображенском, лично обстригал бороды боярам. Вскоре начались и куда более серьезные преобразования.
6Г 1 . Объясните, почему Софья сумела захватить власть. С какими трудностями столкну-
Лась она, став правительницей России? 2. Дайте оценку внутренней и внешней политике царевны Софьи. Можно ли проследить преемственность внутри - и внешнеполитического курса в первые годы самостоятельного царствования Петра? Докажите свою точку зрения. 3. Какие события детских и юношеских лет оказали влияние на формирование Петра как будущего государственного деятеля? 4. На печати, которой запечатывались письма Петра I из-за границы, были слова: «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Найдите современный эквивалент высказыванию. Как, по вашему мнению, характеризует оно личность царя? 5. Обратитесь к картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Дайте оценку действиям Петра на основании художественного произведения. В какой степени, по вашему мнению, эта картина может выполнять функцию исторического источника?
^ Реформы Петра I
Проблема. В чем заключаются особенности реформ Петра I? Какие противоречия возникли в России в результате реформ?
Вспомните значение понятий и терминов: реформа, дворянское ополчение, сословие,
Для того чтобы стать вровень с передовыми державами, России необходимо было прорываться к морям. «В Европу прорубить окно, ногою твердой стать у моря» — лучше А. С. Пушкина эту основную задачу царствования Петра I не определить. Недаром Петр на протяжении почти всего своего самостоятельного правления вел бесконечные войны. Но первые же неудачи в этих войнах ясно показали, что для успешного их завершения необходимо создавать новую армию, заводить флот, развивать мануфактурное производство и т. д. Иными словами, задача, стоявшая перед Петром, имела свою оборотную сторону: для того чтобы пробиться к морям, Россия должна была встать вровень с ведущими европейскими державами.
Летом 1698 г. стрельцы нескольких полков, которых перебрасывали из-под Азова на западную границу, отказались подчиняться своим полковникам и попытались прорваться в Москву.
I
Полки нового строя разгромили стрельцов. Начались допросы, которые вел князь Ромодановский. Вскоре к иему присоединился Петр вернувшийся из-за границы. Допросы сопровождались жестокими пытками — в стрелецком бунте царь заподозрил результат коварного заговора окружавших его бояр и стремился выявить виновных.
Не добившись толку в пыточных застенках, Петр приказал боярам принять участие в массовых казнях стрельцов. Он и сам рубил головы. Сотни стрельцов были казиены на Красной площади, повешены у стен Новодевичьего монастыря, под окнами кельи царевны Софьи.
Так в лице стрельцов Петр беспощадно расправлялся со старой Московской Русью. Несомненно, что стрелецкий бунт еще в большей степени подтолкнул Петра к преобразованию страны на европейский манер — недаром, рубя головы стрельцам, царь там же, в Преображенском, лично обстригал бороды боярам. Вскоре начались и куда более серьезные преобразования.
6Г 1 . Объясните, почему Софья сумела захватить власть. С какими трудностями столкну-
Лась она, став правительницей России? 2. Дайте оценку внутренней и внешней политике царевны Софьи. Можно ли проследить преемственность внутри - и внешнеполитического курса в первые годы самостоятельного царствования Петра? Докажите свою точку зрения. 3. Какие события детских и юношеских лет оказали влияние на формирование Петра как будущего государственного деятеля? 4. На печати, которой запечатывались письма Петра I из-за границы, были слова: «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Найдите современный эквивалент высказыванию. Как, по вашему мнению, характеризует оно личность царя? 5. Обратитесь к картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Дайте оценку действиям Петра на основании художественного произведения. В какой степени, по вашему мнению, эта картина может выполнять функцию исторического источника?
^ Реформы Петра I
Проблема. В чем заключаются особенности реформ Петра I? Какие противоречия возникли в России в результате реформ?
Вспомните значение понятий и терминов: реформа, дворянское ополчение, сословие,
Подворная подать, мануфактура, протекционизм, меркантилизм.
Для того чтобы стать вровень с передовыми державами, России необходимо было прорываться к морям. «В Европу прорубить окно, ногою твердой стать у моря» — лучше А. С. Пушкина эту основную задачу царствования Петра I не определить. Недаром Петр на протяжении почти всего своего самостоятельного правления вел бесконечные войны. Но первые же неудачи в этих войнах ясно показали, что для успешного их завершения необходимо создавать новую армию, заводить флот, развивать мануфактурное производство и т. д. Иными словами, задача, стоявшая перед Петром, имела свою оборотную сторону: для того чтобы пробиться к морям, Россия должна была встать вровень с ведущими европейскими державами.