МНЕ ОТВЕТИТЬ НА ДВА ВО Реконструкция древней политической истории казахов, роли ханов, биев и батыров во

взаимоотношениях с соседними народами и государствами являются важнейшей задачей

ученых Института востоковедения. Бесценными в этом плане представляются устные

источники, в которых мы черпаем различные сведения о событиях материального быта наших предков, их домашней утвари, одежде, вооружении. Важно

отметить, что именно благодаря сохранившейся устной традиции казахов мы сегодня

имеем возможность изучать историю с позиции собственно народных оценок (взгляд

изнутри), выявлять закономерности их происхождения, влияния на сегодняшний день,

изучать вклад выдающихся личностей в развитие казахской государственности. При этом

многие спорные моменты в истории казахов разрешать именно дастаны,

шежире, предания и песни-жырау. В них зачастую мы находим подтверждение данным

археологической науки, рукописным источникам XVIII-XIX веков и более древним

письменным материалам на персидском и тюркском языках. К устной исторической

традиции относятся такие жанры казахского фольклора, как исторические дастаны

(тарихи жырлар), героические дастаны (батырлық жырлар), исторические песни (тарихи

өлең), генеалогия (шежіре), законы, предания, песни-жырау (толғау). Например, в

дастанах казахских акынов описаны исторические события XVII-XIX веков. Это

исторические песни, сложенные в честь ханов Абылая, Кенесары, батыров Бекета, Исатая,

Махамбета и многих других достойных сынов казахского народа. Продолжают традицию

устного народного творчества богатырские эпосы. Они с большей близостью к реальности

воспевают те или иные события и с большим содержанием лирически субъективной

оценки этих событий в форме хвалы или порицания. Эпос крайне интересен в изучении,

так как отражает национальное так, как оно отложилось в памяти самого народа.

В них мы находим подробности об общественных и бытовых отношениях казахов,

обычаях, верованиях и общественных идеалах, царивших в те времена. В исторических

дастанах (тарихи жырлар) уже описываются взаимоотношения казахов с соседними

народами - войны, союзные отношения, родоплеменной состав жителей, вынужденные

перекочевки. Исторические дастаны, дошедшие до наших дней, в основном касаются

событий XVII-XVIII веков. То есть времени правления хана Тауке, закона «Жеті жарғы»,

джунгаро-калмыкских войн, истории Толе-би, ханов Жанибека, Касыма, Абулмамбета,

Абылая, героических деяний батыров Каракерея, Кабанбая и других. Такие уникальные

казахские дастаны, как «Абылай-хан», «Кенесары», «Исатай - Махамбет», «Бекет-батыр»,

«Олжабай-батыр», «Жабай-батыр», «Қарасай-батыр», «Қабанбай-батыр», «Өтеген-батыр»,

«Арқалық-батыр», «Қалмақ қырылған», «Аңырақай соғысы» и многие другие, как

правило, описывают времена великих потрясений, как, например, джунгарского

нашествия, оставшегося в памяти народа как время «ақтабан шұбырынды, алқакөл

сұлама».

1. Что такое эпос?

2. Какие исторические дастаны дошли до наших дней?

АртемGoloborshev АртемGoloborshev    3   15.05.2020 05:10    4

Другие вопросы по теме История