МНЕ ОТВЕТИТЬ НА ДВА ВО Реконструкция древней политической истории казахов, роли ханов, биев и батыров во
взаимоотношениях с соседними народами и государствами являются важнейшей задачей
ученых Института востоковедения. Бесценными в этом плане представляются устные
источники, в которых мы черпаем различные сведения о событиях материального быта наших предков, их домашней утвари, одежде, вооружении. Важно
отметить, что именно благодаря сохранившейся устной традиции казахов мы сегодня
имеем возможность изучать историю с позиции собственно народных оценок (взгляд
изнутри), выявлять закономерности их происхождения, влияния на сегодняшний день,
изучать вклад выдающихся личностей в развитие казахской государственности. При этом
многие спорные моменты в истории казахов разрешать именно дастаны,
шежире, предания и песни-жырау. В них зачастую мы находим подтверждение данным
археологической науки, рукописным источникам XVIII-XIX веков и более древним
письменным материалам на персидском и тюркском языках. К устной исторической
традиции относятся такие жанры казахского фольклора, как исторические дастаны
(тарихи жырлар), героические дастаны (батырлық жырлар), исторические песни (тарихи
өлең), генеалогия (шежіре), законы, предания, песни-жырау (толғау). Например, в
дастанах казахских акынов описаны исторические события XVII-XIX веков. Это
исторические песни, сложенные в честь ханов Абылая, Кенесары, батыров Бекета, Исатая,
Махамбета и многих других достойных сынов казахского народа. Продолжают традицию
устного народного творчества богатырские эпосы. Они с большей близостью к реальности
воспевают те или иные события и с большим содержанием лирически субъективной
оценки этих событий в форме хвалы или порицания. Эпос крайне интересен в изучении,
так как отражает национальное так, как оно отложилось в памяти самого народа.
В них мы находим подробности об общественных и бытовых отношениях казахов,
обычаях, верованиях и общественных идеалах, царивших в те времена. В исторических
дастанах (тарихи жырлар) уже описываются взаимоотношения казахов с соседними
народами - войны, союзные отношения, родоплеменной состав жителей, вынужденные
перекочевки. Исторические дастаны, дошедшие до наших дней, в основном касаются
событий XVII-XVIII веков. То есть времени правления хана Тауке, закона «Жеті жарғы»,
джунгаро-калмыкских войн, истории Толе-би, ханов Жанибека, Касыма, Абулмамбета,
Абылая, героических деяний батыров Каракерея, Кабанбая и других. Такие уникальные
казахские дастаны, как «Абылай-хан», «Кенесары», «Исатай - Махамбет», «Бекет-батыр»,
«Олжабай-батыр», «Жабай-батыр», «Қарасай-батыр», «Қабанбай-батыр», «Өтеген-батыр»,
«Арқалық-батыр», «Қалмақ қырылған», «Аңырақай соғысы» и многие другие, как
правило, описывают времена великих потрясений, как, например, джунгарского
нашествия, оставшегося в памяти народа как время «ақтабан шұбырынды, алқакөл
сұлама».
1. Что такое эпос?
2. Какие исторические дастаны дошли до наших дней?