1)В 15 веке продолжался рост территории московского княжества: наследник
Дмитрия Донского Василий I присоединил нижегородское княжество, купив права вла-
дения на него в Золотой Орде.
Практически добровольно присоединились к Москве мурмонское и тарусское кня-жества. Политическое влияние Москвы возрасло и в результате победы внука ДмитрияДонского Василия II Тёмного над удельными князьями во время феодальной войнывторой четверти 15 века. Значение этой победы в полной мере проявилось в годыправления сына Василия II Ивана III, когда началась заключительная стадия про-цесса объединения русских земель. Была ликвидирована самостоятельность ярослав-ского, ростовского, тверского княжеств и Новогорода великого. Причём, если ос-татки независимости ярославского и ростовского княжеств были выкуплены у местныхкнязей, то Тверь и Новогород были присоединены силой. С 60-х годов 15 века начинается новая эпоха в истории Москвы. Из центра са-мостоятельного княжества она становится столицей единого русского государства. В1462 году на престол вступил великий князь Иван III. Женатый на племяннице пос-леднего императора Византии Софье Палеолог, он считал себя прямым наследникомВосточной Римской империи и мечтал превратить Москву в "третий Рим". Немало уси-лия приложил Иван III для создания нового облика города, достойного его новойроли.
2)Для руководства работами по перестройке Кремля из Италии был приглашён ар-хитектор Аристотель Фиораванти. Ему была поручена перестройка Успенского собора-главной святыни русского государства. Итальянский зодчий блистательно справилсяс этой задачей-в 1475-1479 годах собор был воздвигнут. Величественное, строгихпропорций здание было увенчено мощным пятиглавием. При строительстве этого собо-ра Фиораванти впервые применил кирпич, который стал постепенно вытеснять белыйкамень. Успенский собор Кремля-усыпальница русских митрополитов и патриархов, местопроведения особо торжественных церемоний общегосударственного значения. Здесьвенчались на царство великие русские князья и цари, короновались российские им-ператоры и оглашались важнейшие государственные законы. Само здание стало компо-зиционным центром соборной площади. Вскоре по соседству с ним были сооружены новые Благовещенский и Архангельс-кий соборы, а также миниатюрная церковь Ризположения. В 1491 году было построено первое каменное гражданское сооружение-грановитаяпалата, предназначавшаяся для приёмов. В 90-х годах воздвинуты стены и башни состороны реки Неглинной и современной Красной Площади. Всё пространство перед ни-ми было расчищено от построек на расстояние выстрела из пищали. К востоку отКремля возникла будущая Красная Площадь, именовавшаяся в ту пору "Пожар". В конце 15 века на левом высоком берегу реки Неглинной на самой окраине тог-дашней Москвы был основан Пушечный двор, ставший главным центром литейного про-изводства в России в 16-17 веках.
План:
1.Рост территории московского княжества.
2.Облик Москвы.
1)В 15 веке продолжался рост территории московского княжества: наследник
Дмитрия Донского Василий I присоединил нижегородское княжество, купив права вла-
дения на него в Золотой Орде.
Практически добровольно присоединились к Москве мурмонское и тарусское кня-жества. Политическое влияние Москвы возрасло и в результате победы внука ДмитрияДонского Василия II Тёмного над удельными князьями во время феодальной войнывторой четверти 15 века. Значение этой победы в полной мере проявилось в годыправления сына Василия II Ивана III, когда началась заключительная стадия про-цесса объединения русских земель. Была ликвидирована самостоятельность ярослав-ского, ростовского, тверского княжеств и Новогорода великого. Причём, если ос-татки независимости ярославского и ростовского княжеств были выкуплены у местныхкнязей, то Тверь и Новогород были присоединены силой. С 60-х годов 15 века начинается новая эпоха в истории Москвы. Из центра са-мостоятельного княжества она становится столицей единого русского государства. В1462 году на престол вступил великий князь Иван III. Женатый на племяннице пос-леднего императора Византии Софье Палеолог, он считал себя прямым наследникомВосточной Римской империи и мечтал превратить Москву в "третий Рим". Немало уси-лия приложил Иван III для создания нового облика города, достойного его новойроли.
2)Для руководства работами по перестройке Кремля из Италии был приглашён ар-хитектор Аристотель Фиораванти. Ему была поручена перестройка Успенского собора-главной святыни русского государства. Итальянский зодчий блистательно справилсяс этой задачей-в 1475-1479 годах собор был воздвигнут. Величественное, строгихпропорций здание было увенчено мощным пятиглавием. При строительстве этого собо-ра Фиораванти впервые применил кирпич, который стал постепенно вытеснять белыйкамень. Успенский собор Кремля-усыпальница русских митрополитов и патриархов, местопроведения особо торжественных церемоний общегосударственного значения. Здесьвенчались на царство великие русские князья и цари, короновались российские им-ператоры и оглашались важнейшие государственные законы. Само здание стало компо-зиционным центром соборной площади. Вскоре по соседству с ним были сооружены новые Благовещенский и Архангельс-кий соборы, а также миниатюрная церковь Ризположения. В 1491 году было построено первое каменное гражданское сооружение-грановитаяпалата, предназначавшаяся для приёмов. В 90-х годах воздвинуты стены и башни состороны реки Неглинной и современной Красной Площади. Всё пространство перед ни-ми было расчищено от построек на расстояние выстрела из пищали. К востоку отКремля возникла будущая Красная Площадь, именовавшаяся в ту пору "Пожар". В конце 15 века на левом высоком берегу реки Неглинной на самой окраине тог-дашней Москвы был основан Пушечный двор, ставший главным центром литейного про-изводства в России в 16-17 веках.