Материальная культура казахского народа тесно связана с его хозяйством. Скот для степняка был практический всем: едой, домашней утварью, одеждой, обувью и т.д. Вот как об этом написал знаток степного быта Ш.Уалиханов «Кочевой степняк ест, пьет и одевается скотом, для него скот дороже своего спокойствия. Первое приветствие казаха начинается следующей фразой: здоров ли твой скот и твое семейство?» Натуральное скотоводческое хозяйство было доведено до совершенства и изящества. Каждый народ создает свою культуру.
Все то, что создано руками человека, называется материальной культурой.
Материальная культура казахов интересна и богата. Среди прочего в ней привлекают внимание особенности жилищ, практичная одежда, украшения и оружие: Юрта — основное жилище кочевников. Деревянные конструкции разбирались, купола и жерди складывались на повозку и перевозились. Площадь юрты достигала 120 кв. м. Существовало три вида юрт: для торжественных событий, жилые помещения и для хранения вещей, провианта и оружия. В центре юрты («ошак») располагался очаг. Тут готовили пищу, грелись в холода. Место, где усаживали гостей и почетных членов семьи, называлось тэр. Оно находилось напротив входа в жилище. Ковры в юрте — отдельный разговор. Их было несколько видов: ковры без ворса («такыр ктем») и ворсистые («тукт илем»). Роскошные ковры с вышивками и аппликациями назывались «туе кюз». В ковровых мешках хранили посуду и кухонную утварь. Одежду и домашние вещи — в сундуках. Казахи украшали деревянные предметы интерьера резьбой. На юге существовали стационарные глиняные, каменные и деревянные дома. Чем богаче хозяин — тем бóльшим было жилище. Национальная одежда кочевников впитала в себя особенности быта народа. Верхнюю одежду шили из меха енота, соболя («iшiк»), чаще — из козьей и овечьей шерсти («кылка жаргак»). Штаны были замшевыми, их украшали вышивкой. Из белого войлока шили халаты, плащи. Халаты — основа мужского и женского гардероба того времени. Летом мужчины носили рубахи, штаны и халаты. Женщины — длинные туники, больше похожие на платья, и кофты без рукавов. Важная часть гардероба — головной убор. В ХV–XVIII вв. они многообразны — от простых летних шапок до свадебных шляп, украшенных мехом и перьями. Традиционная мужская войлочная шапка называлась «калпак». В весеннее и осеннее время мужчины и женщины носили круглые конусообразные шапки, обшитые мехом («борiк»). Мужчины носили сапоги с загнутым носком («6ip така»), галоши («кебiс»). Женская обувь была изысканнее мужской. В богатых семьях носили сапоги с орнаментом, туфли, инкрустированные серебром. Расшитые кожаные, бархатные или шелковые пояса («белдио»), сапоги для охоты, туфли имели важное значение в одежде казахов. По ним определялся статус и материальное положение. Читайте больше: https://www.nur.kz/1716461-materialnaa-kultura-kazahov-v-hv-xviii-vekah.html?utm_source=clipboard&utm_medium=article-fragment
К духовной культуре относятся обычаи и обряды, традиции и устное народное творчество (легенды, сказки, эпосы, мифы), письменная литература, музыка, религиозные верования
Составить ментальную карту «Прикладное искусство казахов»
Определить какие направления были развиты, назвать образцы материальной культуры с кратким описанием каждой категории.
Вывод: Каким образом казахи добились высоких результатов в прикладном искусстве?
Приведите аргументы: