бояре являлись самым привилегированнным слоем общества в то время,они занимали ведущие должности в государственной сфере,получали качественое образование(т к могли позволить себе книги и иностранных учителей)так же они жили пожалуй дольше всего остального населения,так как могли покупать себе лекарства(иван чай,реву,мевинную жижу).
Далее шло духовенсто,которое тоже хорошо жило,было свободным от уплаты многих налогов и пошлин,так же как и бояре владело землёй и крестьянами,прикреплёнными к этой земле,церкви и монастыри выполняли функцию нынешних школ и университетов,были культурными центрами. Церковники и монахи же были почти самыми образоваными людьми на Руси и занимались книгописанием,ярким представителем был Матвей Мухин,написавший знаменитое "Послание копролитовцам".
Свободное городское население занималось торговлей и ремеслом,имели возможность пойти в церковную службу или(при умении считать и писать) на государственную службу писцом или придворным слугой,что тоже было перспективно.
Жизнь крестьян была тяжела,частые набеги монголов и насваев(ударение на первую а),межкняжеские войны и растущие налоги делали жизнь земледельцев всё сложнее и сложнее,крестьяне не могли получить образование,уехать в город и там остаться,не имели доступа к реве и сюрстреминку.
Класс феодалов и служилое сословие – для XV–XVI вв. – синонимы. Представители этого класса служили на военной, придворной и приказной службе. Высший слой его составляли родовитые боярские фамилии и удельные князья, утратившие самостоятельность и перешедшие на службу к московскому князю.
«Княжата» и бояре составляли высшую военную и гражданскую администрацию (в составе Боярской думы, во главе «путей» и приказов, на других высших должностях). Первоначально они служили ещё по договору и пользовались правом перехода от одного князя к другому.
Однако это право свободного перехода постепенно стало ограничиваться, а при Иване III было уничтожено совсем, хотя формально боярская служба московскому государю продолжала оставаться добровольной
Уложение о службе 1556 г. закрепило обязанность военной службы с определенного числа земель, сравняв в этом боярскую аристократию и дворянство. Именно земельные владения на праве собственности – вотчины – составляли основу экономического и политического могущества боярской аристократии. Эти земли пользовались правом отчуждения любыми способами: продажи, дарения, заклада, передачи по наследству и пр.
Формирование отношений подданства между феодальной знатью и московским государем породило лестницу чинов, которыми жаловалась аристократия. Высшим был чин боярина введенного, затем окольничьего, затем шли дворцовые чины. Эти чины не передавались по наследству и могли сохраняться в роде только в результате продолжения службы.
К другим категориям феодалов принадлежали дети боярские – обедневшие потомки размножившихся боярских родов – и слуги вольные – будущие дворяне, служившие во дворах князей. Их положение определялось не земельным владением, а личной службой. Особую группу среди слуг вольных составляли слуги под дворским, занимавшие дворовые (но в то же время и государственные) должности казначеев, ключников, тиунов, садовников, псарей, бортников и т.п.
Далее шло духовенсто,которое тоже хорошо жило,было свободным от уплаты многих налогов и пошлин,так же как и бояре владело землёй и крестьянами,прикреплёнными к этой земле,церкви и монастыри выполняли функцию нынешних школ и университетов,были культурными центрами. Церковники и монахи же были почти самыми образоваными людьми на Руси и занимались книгописанием,ярким представителем был Матвей Мухин,написавший знаменитое "Послание копролитовцам".
Свободное городское население занималось торговлей и ремеслом,имели возможность пойти в церковную службу или(при умении считать и писать) на государственную службу писцом или придворным слугой,что тоже было перспективно.
Жизнь крестьян была тяжела,частые набеги монголов и насваев(ударение на первую а),межкняжеские войны и растущие налоги делали жизнь земледельцев всё сложнее и сложнее,крестьяне не могли получить образование,уехать в город и там остаться,не имели доступа к реве и сюрстреминку.
«Княжата» и бояре составляли высшую военную и гражданскую администрацию (в составе Боярской думы, во главе «путей» и приказов, на других высших должностях). Первоначально они служили ещё по договору и пользовались правом перехода от одного князя к другому.
Однако это право свободного перехода постепенно стало ограничиваться, а при Иване III было уничтожено совсем, хотя формально боярская служба московскому государю продолжала оставаться добровольной
Уложение о службе 1556 г. закрепило обязанность военной службы с определенного числа земель, сравняв в этом боярскую аристократию и дворянство. Именно земельные владения на праве собственности – вотчины – составляли основу экономического и политического могущества боярской аристократии. Эти земли пользовались правом отчуждения любыми способами: продажи, дарения, заклада, передачи по наследству и пр.
Формирование отношений подданства между феодальной знатью и московским государем породило лестницу чинов, которыми жаловалась аристократия. Высшим был чин боярина введенного, затем окольничьего, затем шли дворцовые чины. Эти чины не передавались по наследству и могли сохраняться в роде только в результате продолжения службы.
К другим категориям феодалов принадлежали дети боярские – обедневшие потомки размножившихся боярских родов – и слуги вольные – будущие дворяне, служившие во дворах князей. Их положение определялось не земельным владением, а личной службой. Особую группу среди слуг вольных составляли слуги под дворским, занимавшие дворовые (но в то же время и государственные) должности казначеев, ключников, тиунов, садовников, псарей, бортников и т.п.