Логическую. в 1987 г.. в украине функционировало 15 тыс. украиноязычных школ (75% их общего количества). в то же время в 4,5 тыс. школ (около 20% общего количества) обучалось более половины всех учащихся. в украине на языке издавалось 69% общественно-политической , 86% - научно-тех- ночной, 40% - художественной и учебной. проанализируйте статистические данные. есть ли, по вашему мнению, правомерным вывод: «деструктивная национальная политика радян- ской государства в украине к уменьшению использования украинского языка во всех сферах жизни общества до критического уровня». аргументируйте.
По числу русскоязычных жителей Украина занимает первое место среди бывших советских республик и результаты национальной языковой политики в ней во многом определяют показатели функционирования русского языка на всем постсоветском пространстве.
Данные переписей населения свидетельствуют, что русских по национальности и тех, для кого русский язык — родной, в Украинской Республике с каждым годом становится меньше (см. ниже таблицы 2.8 и 2.9).
Число владеющих русским на Украине сегодня примерно 80% населения или около 37 млн. человек, из которых 27,5 млн. человек активно используют русский язык на работе, в учебе, в быту. Не владеют русским оценочно 8,5 млн. человек, в основном лица молодого возраста. Для сравнения: 10 лет назад русским языком в республике владели 42 млн. человек.
До распада СССР Украина, в той же мере, как и Белоруссия, являлась двуязычной республикой: большинство населения в одинаковой мере владели русским и украинским и оба этих языка являлись равноправными во всех сферах жизни. Так, в системе школьного образования на украинском языке в конце 1980-х годов обучалось примерно такое же число детей, как и на русском. В вузах, особенно технического профиля, несколько больше использовался русский язык, однако жестких ограничений в преподавании тех или иных предметов на украинском или русском не было.
Таблица 2.8. Национальный состав населения Украины в 1989, 2001 и 2011 годах2
Национальности
1989
2001
2011*
Численность, млн. чел.
Доля, в %
Численность, млн. чел.
Доля, в %
Численность, млн. чел.
Доля, в %
Украинцы
37,4
72,7
37,5
77,8
36,1
79,2
Русские
11,4
22,1
8,3
17,3
7,4
16,2
Другие национальности
2,7
5,2
2,4
4,9
2,1
4,6
Всего
51,5
100,0
48,2
100,0
45,6
100,0
* Оценка
Родной язык
1989
2001
2011*
Численность, млн. чел.
Доля, в %
Численность, млн. чел.
Доля, в %
Численность, млн. чел.
Доля, в %
Украинский
33,3
64,7
32,6
67,8
32,4
71,1
Русский
16,9
32,8
14,3
29,6
12,0
26,3
Другие языки
1,3
2,5
1,3
2,9
1,2
2,6
Всего
51,5
100,0
48,2
100,0
45,6
100,0
Учебные годы/Языки обучения
1990-1991
1995/1996
2000/2001
2005/2006
2010/2011
Русский
51,4
41,4
31,9
20,9
16,5
Украинский
47,9
58,0
67,1
78,0
82,2
Другие
0,7
0,9
1,0
1,1
1,3
Итого
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
В Западной Украине уже практически не осталось школ с обучением на русском языке. Например, в г. Ровно в 1996 году были ликвидированы пять последних школ с русским языком обучения и сформированы пять русскоязычных классов. В г. Львове, имеющим значительную русскоговорящую общину (92,6 тыс. русских по переписи 2001 года) в настоящее время осталось всего 5 школ на весь Львов имеется лишь 5 русскоязычных школ, а в большинстве же поселений региона сохраняется лишь небольшое число русскоязычных классов. Поэтому в 11 областях республики (Винницкой, Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Киевской, Львовской, Ровенской, Тернопольской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской, Черновицкой) школьное образование на русском языке в 2010/2011 учебном году получали лишь от 0,1 до 1% учащихся11. В этих же регионах почти полностью отменено русскоязычное дошкольное воспитание.
Основным и неизменным стержнем языковой политики в постсоветской Украине стала не только активная пропаганда государственного языка, подкрепляемая соответствующими законодательными актами и организационными мероприятиями, но и внушение родителям через национальные СМИ, директоров школ, представителей районных и городских управлений образованием мысли о том, что дети, поступающие в школы с обучением на русском, не имеют будущего.