Если рассмотреть современную ситуацию с наркотиками в России, нельзя не заметить весьма значительного сходства ее с западной, что проявляется, и в уровне наркотизации населения, и в плоскости идеологического противостояния между либералами и консерваторами. Параллелизм аргументов, выдвигаемых различными сторонами идеологических дебатов о наркотиках, делает понятным нежелание известного французского философа Мишеля Фуко (еще тогда, когда существовал Советский Союз!) делить современную дискурсивную формацию (структуру знания, задающую общие представления о мире) на "западную" и "советскую". Действительно, несмотря на многочисленные идеологические различия между развитыми западными странами и Советским Союзом в подходах к экономике, правам человека и т.п., доминирующие представления о норме и патологии, здоровье и болезни, легитимном и нелегитимном удовольствии и множестве других оппозиций, характеризующих дискурсивную формацию, были достаточно близкими. Именно в едином дискурсивном основании западных стран и России, на мой взгляд, надлежит искать причины схожести логики, лежащей в основе аргументации, как консерваторов, так и либералов, выдвигаемой ими в пользу тех или иных мер антинаркотической политики.
С одной стороны это связано с тем, что и Россия и Запад в течение долгого времени развивались в русле единой иудеохристианской цивилизации с близкими представлениями о праведности, грехе, искушении плотскими соблазнами и т.п., а с другой – с тем, что, последние триста лет в Европе происходили процессы модернизации, в ходе которой научные представления о норме и патологии, здоровье и болезни, к моменту возникновения проблемы наркотиков уже прочно укоренились как в России, так и на Западе.
Так, если читаешь проповеди фундаменталистских американских проповедников о наркотиках и рассуждения о наркомании представителей ультраконсервативного крыла Русской Православной Церкви, нельзя не поразиться схожести метафор и образов, в них присутствующих. Возьмем, к примеру, высказывание американского евангелиста, Дэйла Роббинса. "Замыслы Сатаны лежат в основе разрушительной природы наркотиков. Они – его инструменты, которыми он достигает своих нечистых целей, одурманивая людей наркотиками. Понимание связей наркотиков с Сатаной должно убедить христиан, что употребление наркотиков – несовместимо с христианским стилем жизни" (Robbins 1990). Теперь, рассмотрим цитату из статьи Митрополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира, размещенного на сайте Наркотики.Ру 18 ноября 2005 года[10]. "Верующий человек с воздержания, молитвы и Таинств Церкви бдительно охраняет свой внутренний мир от заражения нечистыми страстями, от проникновения злых духов. Тот, кто решил «попробовать» наркотик, поступает прямо противоположным образом: посредством дурманящего зелья, словно отмычкой, он отпирает и распахивает настежь свою душу, – как бы приглашая злобных демонов входите! И в душу несчастного входят и воцаряются в ней эти страшные «господа»". Мне представляется маловероятным, что о. Владимир ознакомился с текстом американского проповедника прежде чем написать свою статью или, что американские фундаменталисты сверяют свою позицию по наркотикам с РПЦ – гораздо более убедительное объяснение состоит в том, что представления христиан различных деноминаций о грехе, разврате и нелегитимном удовольствии уже давно сформированы и теперь транслируются независимым образом через религиозные институты, разделенные не только колоссальным расстоянием, но и накалом взаимной ненависти. Соображения экономии места не позволяют продемонстрировать мне, что представления христианских фундаменталистов о гомосексуальности, СПИДе, порнографии и ряде других "аморальных" феноменах – практически тождественны вне зависимости от конкретной деноминации, что свидетельствует о единой основе консервативного христианского дискурса.
Если рассмотреть современную ситуацию с наркотиками в России, нельзя не заметить весьма значительного сходства ее с западной, что проявляется, и в уровне наркотизации населения, и в плоскости идеологического противостояния между либералами и консерваторами. Параллелизм аргументов, выдвигаемых различными сторонами идеологических дебатов о наркотиках, делает понятным нежелание известного французского философа Мишеля Фуко (еще тогда, когда существовал Советский Союз!) делить современную дискурсивную формацию (структуру знания, задающую общие представления о мире) на "западную" и "советскую". Действительно, несмотря на многочисленные идеологические различия между развитыми западными странами и Советским Союзом в подходах к экономике, правам человека и т.п., доминирующие представления о норме и патологии, здоровье и болезни, легитимном и нелегитимном удовольствии и множестве других оппозиций, характеризующих дискурсивную формацию, были достаточно близкими. Именно в едином дискурсивном основании западных стран и России, на мой взгляд, надлежит искать причины схожести логики, лежащей в основе аргументации, как консерваторов, так и либералов, выдвигаемой ими в пользу тех или иных мер антинаркотической политики.
С одной стороны это связано с тем, что и Россия и Запад в течение долгого времени развивались в русле единой иудеохристианской цивилизации с близкими представлениями о праведности, грехе, искушении плотскими соблазнами и т.п., а с другой – с тем, что, последние триста лет в Европе происходили процессы модернизации, в ходе которой научные представления о норме и патологии, здоровье и болезни, к моменту возникновения проблемы наркотиков уже прочно укоренились как в России, так и на Западе.
Так, если читаешь проповеди фундаменталистских американских проповедников о наркотиках и рассуждения о наркомании представителей ультраконсервативного крыла Русской Православной Церкви, нельзя не поразиться схожести метафор и образов, в них присутствующих. Возьмем, к примеру, высказывание американского евангелиста, Дэйла Роббинса. "Замыслы Сатаны лежат в основе разрушительной природы наркотиков. Они – его инструменты, которыми он достигает своих нечистых целей, одурманивая людей наркотиками. Понимание связей наркотиков с Сатаной должно убедить христиан, что употребление наркотиков – несовместимо с христианским стилем жизни" (Robbins 1990). Теперь, рассмотрим цитату из статьи Митрополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира, размещенного на сайте Наркотики.Ру 18 ноября 2005 года[10]. "Верующий человек с воздержания, молитвы и Таинств Церкви бдительно охраняет свой внутренний мир от заражения нечистыми страстями, от проникновения злых духов. Тот, кто решил «попробовать» наркотик, поступает прямо противоположным образом: посредством дурманящего зелья, словно отмычкой, он отпирает и распахивает настежь свою душу, – как бы приглашая злобных демонов входите! И в душу несчастного входят и воцаряются в ней эти страшные «господа»". Мне представляется маловероятным, что о. Владимир ознакомился с текстом американского проповедника прежде чем написать свою статью или, что американские фундаменталисты сверяют свою позицию по наркотикам с РПЦ – гораздо более убедительное объяснение состоит в том, что представления христиан различных деноминаций о грехе, разврате и нелегитимном удовольствии уже давно сформированы и теперь транслируются независимым образом через религиозные институты, разделенные не только колоссальным расстоянием, но и накалом взаимной ненависти. Соображения экономии места не позволяют продемонстрировать мне, что представления христианских фундаменталистов о гомосексуальности, СПИДе, порнографии и ряде других "аморальных" феноменах – практически тождественны вне зависимости от конкретной деноминации, что свидетельствует о единой основе консервативного христианского дискурса.