В Удмуртии, как и в других финно-угорских республиках Поволжья, возрождение язычества неразрывно связано с национальным движением. Эта связь была предопределена живучестью язычества в республике. Христианство начало проникать в среду удмуртов ещё в ХIII-ХIV вв., в первую очередь, в северные районы их традиционного расселения, вместе с первыми русскими переселенцами. Однако большая часть удмуртского народа вплоть до разгрома Казанского ханства находилась под сильным тюркским, мусульманским давлением. На протяжении веков удмурты оказывали сопротивление тюркской экспансии. Особенно сильное мусульманское влияние испытали южные удмурты, входившие в состав Волжской Булгарии, а позднее Золотой Орды и Казанского ханства; не случайно южных удмуртов их северные соплеменники называли "татарскими удмуртами". Все-таки ислам не смог вытеснить традиционных верований удмуртов, и ко времени падения Казанского ханства подавляющее большинство оставалось язычниками.
возрождение язычества неразрывно связано с национальным движением. Эта связь
была предопределена живучестью язычества в республике.
Христианство начало проникать в среду удмуртов ещё в ХIII-ХIV вв., в
первую очередь, в северные районы их традиционного расселения, вместе с
первыми русскими переселенцами. Однако большая часть удмуртского народа
вплоть до разгрома Казанского ханства находилась под сильным тюркским,
мусульманским давлением. На протяжении веков удмурты оказывали сопротивление
тюркской экспансии. Особенно сильное мусульманское влияние испытали южные
удмурты, входившие в состав Волжской Булгарии, а позднее Золотой Орды и
Казанского ханства; не случайно южных удмуртов их северные соплеменники
называли "татарскими удмуртами". Все-таки ислам не смог вытеснить
традиционных верований удмуртов, и ко времени падения Казанского ханства
подавляющее большинство оставалось язычниками.