ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В ГЕРМАНИИ РАБОТАЛИ УЧЕНЫЕ-ФИЛОСОФЫ КАНТ, ФИХТ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ, ФЕЙЕРБАХ. НЕСМОТРЯ НА РАЗЛИЧИЯ ИХ УЧЕНИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ УЗАМИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ПОСЛЕ КАНТА КАЖДЫЙ ИЗ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОПИРАЛСЯ НА ВОЗЗРЕНИЯ СВОЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКА И ВДОХНОВЛЯЛСЯ ТВОРЧЕСКИМИ ИМПУЛЬСАМИ ЕГО НАСЛЕДИЯ. В ИХ УЧЕНИЯХ НАШЛИ ВЫРАЖЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РАЗВИТИИ, ЗАВЕРШАЕМОМ УЧЕНИЯМИ ГЕГЕЛЯ И ФЕЙЕРБАХА, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВСЕМИРНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ЭТУ ЛИНИЮ В РАЗВИТИИ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ ЭНГЕЛЬС НАЗВАЛ «НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ». К ЧИСЛУ КРУПНЕЙШИХ ДОСТИЖЕНИЙ НЕМЕЦКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ОТ КАНТА ДО ФЕЙЕРБАХА ОТНОСИТСЯ УЯСНЕНИЕ ТОГО, ОТНЮДЬ НЕ ОЧЕВИДНОГО ФАКТА, ЧТО ПРИ ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ ПРОБЛЕМ У ФИЛОСОФИИ ИМЕЕТСЯ ОСНОВНОЙ ВОПРОС И ОН СОСТОИТ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ И БЫТИЕМ. В ОТЛИЧИИ ОТ АНГЛИЙСКИХ, А ОСОБЕННО ФРАНЦУЗСКИХ ФИЛОСОФОВ XVIII ВЕКА, СТРЕМИВШИХСЯ ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ СВОИ УЧЕНИЯ СРЕДИ ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ ШИРОКИХ СЛОЕВ ЧИТАТЕЛЕЙ И НАХОДИВШИХ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЭТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ, НЕМЕЦКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ОТ КАНТА ДО ГЕГЕЛЯ ПРЕДНАЗНАЧАЛИ СВОИ СОЧИНЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ДЛЯ ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННОГО КРУГА ЧИТАТЕЛЕЙ, СОСТОЯЩЕГО ИЗ ТЕХ, КТО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЕТСЯ ФИЛОСОФИЕЙ В КАЧЕСТВЕ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ГОТОВЯЩИХСЯ СТАТЬ ТАКОВЫМИ СТУДЕНТОВ. В ТРАДИЦИЯХ НЕМЕЦКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ БЫЛО СОЗДАНИЕ ТРУДНЫХ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ СОЧИНЕНИЙ, ИЗОБИЛУЮЩИХ АБСТРАКТНЫМИ ДЕДУКЦИЯМИ И НАПИСАННЫХ СУХИМ ЯЗЫКОМ С МАССОЙ ПОНЯТНЫХ ЛИШЬ ПОСВЯЩЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ В ТОМ ЧИСЛЕ ВНОВЬ ИЗОБРЕТАЕМЫХ. ИМЕЯ В ВИДУ НЕМЕЦКИХ ФИЛОСОФОВ, ГЕГЕЛЬ С ИЗВЕСТНОЙ ДОЛЬЮ САМОКРИТИЧНОСТИ ОТМЕЧАЛ; «О НАС ИДЕТ СЛАВА КАК О ГЛУБОКИХ, НО ЧАСТО НЕЯСНЫХ МЫСЛИТЕЛЯХ». НАЧИНАЯ С КАНТА, ПЛЕЯДА МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДАЛА НЕБЫВАЛУЮ ИНТЕНСИВНОСТЬ И ГЛУБИНУ РАЗВИТИЮ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. САМО ЭТО РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЯЛО СОБОЙ СВОЕГО РОДА ФИЛОСОФСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ. КАНТ И ДРУГИЕ ФИЛОСОФЫ ВНОСИЛИ СВОИМИ УЧЕНИЯМИ РАДИКАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ДАИАЛЕКТИЧЕСКИ, ТО ЕСТЬ С СОХРАНЕНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, ОТРИЦАЛО ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ. ВСЕ НАЗВАННЫЕ МЫСЛИТЕЛИ САМИ СЧИТАЛИ СЕБЯ РАДИКАЛЬНЫМИ НОВАТОРАМИ В ФИЛОСОФИИ. КАНТ, СОЗИДАЯ ПЕРВУЮ СТУПЕНЬ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАНЕЕ ГОСПОДСТВОВАВШЕЙ В ГЕРМАНИИ МЕТАФИЗИКЕ, ПОЛАГАЛ, ЧТО ОН ВМЕСТЕ С ТЕМ СОВЕРШАЕТ «КОПЕРНИКАНСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ» ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕЙ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ФИЛОСОФИИ.
УЧЕНЫЕ-ФИЛОСОФЫ КАНТ, ФИХТ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ, ФЕЙЕРБАХ. НЕСМОТРЯ НА
РАЗЛИЧИЯ ИХ УЧЕНИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ УЗАМИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ПОСЛЕ КАНТА
КАЖДЫЙ ИЗ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОПИРАЛСЯ НА ВОЗЗРЕНИЯ СВОЕГО
ПРЕДШЕСТВЕННИКА И ВДОХНОВЛЯЛСЯ ТВОРЧЕСКИМИ ИМПУЛЬСАМИ ЕГО НАСЛЕДИЯ. В ИХ
УЧЕНИЯХ НАШЛИ ВЫРАЖЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
РАЗВИТИИ,
ЗАВЕРШАЕМОМ УЧЕНИЯМИ ГЕГЕЛЯ И ФЕЙЕРБАХА, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ВСЕМИРНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ЭТУ ЛИНИЮ В РАЗВИТИИ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ
ЭНГЕЛЬС НАЗВАЛ «НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ».
К ЧИСЛУ КРУПНЕЙШИХ ДОСТИЖЕНИЙ НЕМЕЦКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ОТ КАНТА ДО ФЕЙЕРБАХА
ОТНОСИТСЯ УЯСНЕНИЕ ТОГО, ОТНЮДЬ НЕ ОЧЕВИДНОГО ФАКТА, ЧТО ПРИ ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ
ПРОБЛЕМ У ФИЛОСОФИИ ИМЕЕТСЯ ОСНОВНОЙ ВОПРОС И ОН СОСТОИТ В ОПРЕДЕЛЕНИИ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ И БЫТИЕМ. В ОТЛИЧИИ ОТ АНГЛИЙСКИХ, А ОСОБЕННО
ФРАНЦУЗСКИХ ФИЛОСОФОВ XVIII ВЕКА, СТРЕМИВШИХСЯ ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ СВОИ УЧЕНИЯ
СРЕДИ ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ ШИРОКИХ СЛОЕВ ЧИТАТЕЛЕЙ И НАХОДИВШИХ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЭТОГО
ИЗЛОЖЕНИЯ, НЕМЕЦКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ОТ КАНТА ДО ГЕГЕЛЯ ПРЕДНАЗНАЧАЛИ СВОИ
СОЧИНЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ДЛЯ ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННОГО КРУГА ЧИТАТЕЛЕЙ, СОСТОЯЩЕГО
ИЗ ТЕХ, КТО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЕТСЯ ФИЛОСОФИЕЙ В КАЧЕСТВЕ КОМПЕТЕНТНЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ГОТОВЯЩИХСЯ СТАТЬ ТАКОВЫМИ СТУДЕНТОВ. В ТРАДИЦИЯХ
НЕМЕЦКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ БЫЛО СОЗДАНИЕ ТРУДНЫХ ДЛЯ
ВОСПРИЯТИЯ СОЧИНЕНИЙ, ИЗОБИЛУЮЩИХ АБСТРАКТНЫМИ ДЕДУКЦИЯМИ И НАПИСАННЫХ СУХИМ
ЯЗЫКОМ С МАССОЙ ПОНЯТНЫХ ЛИШЬ ПОСВЯЩЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ В ТОМ ЧИСЛЕ
ВНОВЬ ИЗОБРЕТАЕМЫХ. ИМЕЯ В ВИДУ НЕМЕЦКИХ ФИЛОСОФОВ, ГЕГЕЛЬ С ИЗВЕСТНОЙ ДОЛЬЮ
САМОКРИТИЧНОСТИ ОТМЕЧАЛ; «О НАС ИДЕТ СЛАВА КАК О ГЛУБОКИХ, НО ЧАСТО НЕЯСНЫХ
МЫСЛИТЕЛЯХ». НАЧИНАЯ С КАНТА, ПЛЕЯДА МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДАЛА
НЕБЫВАЛУЮ ИНТЕНСИВНОСТЬ И ГЛУБИНУ РАЗВИТИЮ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
САМО ЭТО РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЯЛО СОБОЙ СВОЕГО РОДА ФИЛОСОФСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ. КАНТ
И ДРУГИЕ ФИЛОСОФЫ ВНОСИЛИ СВОИМИ УЧЕНИЯМИ РАДИКАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ДАИАЛЕКТИЧЕСКИ, ТО ЕСТЬ С СОХРАНЕНИЕМ
ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, ОТРИЦАЛО ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ. ВСЕ НАЗВАННЫЕ МЫСЛИТЕЛИ
САМИ СЧИТАЛИ СЕБЯ РАДИКАЛЬНЫМИ НОВАТОРАМИ В ФИЛОСОФИИ. КАНТ, СОЗИДАЯ ПЕРВУЮ
СТУПЕНЬ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАНЕЕ
ГОСПОДСТВОВАВШЕЙ В ГЕРМАНИИ МЕТАФИЗИКЕ, ПОЛАГАЛ, ЧТО ОН ВМЕСТЕ С ТЕМ СОВЕРШАЕТ
«КОПЕРНИКАНСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ» ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕЙ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ФИЛОСОФИИ.