во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода.
когда человечество вступило в эпоху цивилизации и стали образовываться государства, такие обычаи еще продолжали существовать (обычное право). но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулировать жизнь в государствах, где развивалось социальное неравенство, где общество расслоилось на множество групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадавшие с интересами других или прямо им противоположные.
каким же образом все эти группы уживались вместе? государство в древнейших цивилизациях мы уже определили как деспотию. это слово у современного человека немедленно вызывает представление о произволе, неограниченных правах одних и полной подчиненности, бесправии и рабской забитости огромного числа других.
но обратимся сначала к мнению самих законодателей древности.
во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода.
когда человечество вступило в эпоху цивилизации и стали образовываться государства, такие обычаи еще продолжали существовать (обычное право). но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулировать жизнь в государствах, где развивалось социальное неравенство, где общество расслоилось на множество групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадавшие с интересами других или прямо им противоположные.
каким же образом все эти группы уживались вместе? государство в древнейших цивилизациях мы уже определили как деспотию. это слово у современного человека немедленно вызывает представление о произволе, неограниченных правах одних и полной подчиненности, бесправии и рабской забитости огромного числа других.
но обратимся сначала к мнению самих законодателей древности.