Арабский Халифат сыграл важную роль в развитии многих народов. Распространение Ислама связано с началом арабских завоеваний, проходивших в форме «войны за веру» (джихад). За относительно короткое время арабам удалось подчинить своей власти огромные от Испании на западе до Индии на востоке. Такой успех арабов обусловлен тем, что на начальном этапе для завоеванного населения арабы допускали более мягкие формы эксплуатации, чем те, которые существовали в этих регионах до прихода арабов. Однако нельзя сказать, что арабская экспансия протекала безболезненно и успешно во всех регионах. Во многих из них, в частности в Закавказье, Испании и Средней Азии, арабы встречали ожесточенное сопротивление местного населения и даже после подчинения этих районов, неоднократно вспыхивали восстания в этих провинциях Халифата. Подобная ситуация наблюдалась и на северовосточном Кавказе, где арабы столкнулись с мощным сопротивлением Хазарского каганата и политическими образованиями того периода — Лакзом, Сериром, Кайтагом, Табасараном и т. д.
Начиная с середины VII в. арабские завоеватели предпринимали комплекс военных и гражданских мероприятий с целью укрепления своего влияния на кавказских землях. Арабы не случайно акцентировали свое внимание на Кавказе. Этот важный геополитический регион являлся центром международных торговых путей, и овладение этим стратегическим пунктом давало возможность арабам контролировать пути, соединяющие Восточную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока. Здесь следует отметить, что горцы Дагестана с появлением угрозы быть завоеванными арабами превратились в естественных союзников в борьбе с более мощной волной военной и идеологической экспансии .
Ряд средневековых арабских и местных источников указывали на то, что средневековые владения Дагестана без боя принимали арабов и заключали с ними мирные договоры. Этот факт нельзя считать бесспорным, учитывая тенденциозность данной категории источников. Более того, внутри самих мусульманских источников содержался факт ожесточенного сопротивления местных жителей арабским завоевателям. К примеру, в хронике «Тарих Дагистан» говорится, что Ислам в крае был установлен «частью пленением, частью Ислама (букв: «замирением»), поселением [мусульман] и хорошим обращением» .
Первый поход арабов к Дербенту, относящийся ко времени правления халифа Умара (634—644 гг.), связывают с именем арабского военачальника Абд арРахмана ибн Рабиа алБахили. По сообщению Белазури, Салман ибн Рабиа переправился через Куру, занял ряд городов и заключил мир с жителями Хайзана, Ширвана, Маската, Шабирана . Подойдя к Дербенту, он также заключил мир с правителем Шахрбаразом на определенных гарантиях. Между ними был заключен договор, согласно которому арабы гарантировали жителям этой области сохранность
Ислам в Дагестане в VII-X веках
Арабский Халифат сыграл важную роль в развитии многих народов. Распространение Ислама связано с началом арабских завоеваний, проходивших в форме «войны за веру» (джихад). За относительно короткое время арабам удалось подчинить своей власти огромные от Испании на западе до Индии на востоке. Такой успех арабов обусловлен тем, что на начальном этапе для завоеванного населения арабы допускали более мягкие формы эксплуатации, чем те, которые существовали в этих регионах до прихода арабов. Однако нельзя сказать, что арабская экспансия протекала безболезненно и успешно во всех регионах. Во многих из них, в частности в Закавказье, Испании и Средней Азии, арабы встречали ожесточенное сопротивление местного населения и даже после подчинения этих районов, неоднократно вспыхивали восстания в этих провинциях Халифата. Подобная ситуация наблюдалась и на северовосточном Кавказе, где арабы столкнулись с мощным сопротивлением Хазарского каганата и политическими образованиями того периода — Лакзом, Сериром, Кайтагом, Табасараном и т. д.
Начиная с середины VII в. арабские завоеватели предпринимали комплекс военных и гражданских мероприятий с целью укрепления своего влияния на кавказских землях. Арабы не случайно акцентировали свое внимание на Кавказе. Этот важный геополитический регион являлся центром международных торговых путей, и овладение этим стратегическим пунктом давало возможность арабам контролировать пути, соединяющие Восточную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока. Здесь следует отметить, что горцы Дагестана с появлением угрозы быть завоеванными арабами превратились в естественных союзников в борьбе с более мощной волной военной и идеологической экспансии .
Ряд средневековых арабских и местных источников указывали на то, что средневековые владения Дагестана без боя принимали арабов и заключали с ними мирные договоры. Этот факт нельзя считать бесспорным, учитывая тенденциозность данной категории источников. Более того, внутри самих мусульманских источников содержался факт ожесточенного сопротивления местных жителей арабским завоевателям. К примеру, в хронике «Тарих Дагистан» говорится, что Ислам в крае был установлен «частью пленением, частью Ислама (букв: «замирением»), поселением [мусульман] и хорошим обращением» .
Первый поход арабов к Дербенту, относящийся ко времени правления халифа Умара (634—644 гг.), связывают с именем арабского военачальника Абд арРахмана ибн Рабиа алБахили. По сообщению Белазури, Салман ибн Рабиа переправился через Куру, занял ряд городов и заключил мир с жителями Хайзана, Ширвана, Маската, Шабирана . Подойдя к Дербенту, он также заключил мир с правителем Шахрбаразом на определенных гарантиях. Между ними был заключен договор, согласно которому арабы гарантировали жителям этой области сохранность