Канспект §8 "гуманизм за альпами" 7 класс о. в. дмитриева
§ 8. гуманизм за альпами
за пределами италии гуманизм обрел новые черты. хотя вся образованная европа вслед за итальянцами боготворила античность, в германии, нидерландах или приобщиться к ней было труднее. следы римского были здесь неглубоки, поскольку в древности этот регион принадлежал к «варварскому» миру. это отразилось на увлечениях гуманистов северных стран — они с большим интересом относились и к германских народов, и к средневековой вообще. (в особенности это было свойственно гуманистам. их также отличало резко критическое отношение к римской курии, монашеству и католической церкви в целом, что было несвойственно итальянцам.)
эразм . гравюра а. дюрера
философия северного возрождения также заметно отличалась от идей, присущих гуманизму италии. самым авторитетным ученым в заальпийской европе был уроженец нидерландов эразм (1469—1536).
он подолгу жил и работал в германии, франции, , нидерландах и швейцарии.
эразм находился под влиянием классического итальянского гуманизма. в то же время он сохранил более глубокую связь с христианским вероучением, которое он трактовал вольно.
ученый утверждал, что суть веры заключается не в мелочном соблюдении обрядов, а в истинном следовании духу учения и моральным заповедям христа. иисуса христа он воспринимал как светлого, милостивого и радостного бога, которому человек во многом подобен, ибо наделен свободной волей и высоким разумом.
обладавший живым умом и острым языком, эразм едко критиковал теологов-схоластов в своих эпиграммах и сатирах. самым популярным из его сатирических произведений была «похвала глупости», в которой он доказывал, что глупости не чужды все, в том числе и теологи, и прелаты церкви, и сам папа.
республика ученых. эразм называл себя «гражданином мира». постоянно переезжая с места на место в поисках лучших условий для работы, он повсюду встречал единомышленников среди ученых, писателей и книгоиздателей. он назвал этот интернациональный круг интеллектуалов «республикой ученых». лучших друзей среди них он обрел в , где познакомился с гуманистом т. мором.
глупость, вещающая с кафедры
томас mop. художник г. гольбейн младший
т. мор: раздумья об идеальном обществе.
томас мор (1478—1535) был видным лондонским юристом, избирался в парламент и даже был спикером палаты общин (в этой роли он прославился тем, что впервые в попросил у короля свободы слова для депутатов, обсуждавших положение дел в королевстве). вершиной его карьеры стала должность канцлера . мало кто лучше его представлял себе проблемы, стоявшие перед государством, и видел больше несправедливости и человеческих страданий.
результатом его раздумий о современном обществе стала изданная в 1516 году «золотая книжечка, сколь полезная, столь и об острове, именуемом утопией» или попросту «утопия» (в переводе с греческого нигдея, то есть не существующая земля).
по признанию мора, он написал ее полушутя, поощряемый к этому эразмом. в «утопии» он нарисовал яркую картину жестоких порядков, царивших в , а затем поведал о прекрасном острове, где все было идеально, поскольку там не существовало частной собственности и угнетения. все его жители трудились и владели имуществом сообща, это исключало жадность, неравенство и эксплуатацию. в то же время в утопии не было примитивного уравнения всех и вся. ее граждане посвящали труду лишь шесть часов в день, а остальное время отдавали наукам, искусству, спорту, веселым пирам и разнообразным удовольствиям.
утопия была миром гармонично развитых людей, разумных и оттого умеренных в потреблении. в идеальном обществе мора царила религиозная терпимость, а им самые одаренные из ученых, знаком власти которых вместо королевской короны был пучок колосьев.
остров утопия. иллюстрация к изданию 1518 г.
«утопия» положила начало новому жанру в европейской . скоро у мора появилось множество последователей, предлагавших самые разные рецепты человеческого счастья и общественного процветания.
появление утопических проектов означало, что гуманисты xvi века размышляли не только о природе отдельно взятой личности, но стремились осмыслить законы развития общества, обобщая весь предшествующий опыт, накопленный античной и средневековой политической мыслью.