Роль церкви в Византии тоже была несколько иной по сравнению с Западом. Фактически церковь до XII в. была устранена от участия в делах государства. Это объяснялось тем, что служителям Восточной (православной) церкви было запрещено сочетать мирскую и церковную деятельность. Кроме того, в экономическом отношении Восточная (православная) церковь была гораздо менее могущественна, чем Западная (католическая). На ее долю приходилось не более 10% земельного фонда империи, в то время как у католиков - около 35 %. Обязательный налог в пользу церкви - «десятина» был введен только с X в. Императоры могли смещать патриарха, как любого чиновника. Бывали случаи, когда патриархов ссылали и даже казнили. Императоры выбирали патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковью.Однако Византия оказалась гораздо более устойчивой, чем западная часть Римской империи, просуществовав как государственное образование целое тысячелетие. Это произошло, в частности, потому, что восточная часть Римской империи многократно превосходила западную часть по численности городов. Константинополь, Александрия, Фивы, Коринф, Фессалоники, Дамаск, Бейрут, Смирна, Эфес и др. были крупными экономическими и культурными центрами. Такая экономико-культурная (но не политическая) децентрализация вела к сбалансированному развитию государства, когда периферия развивалась не хуже, чем центр. Оживленная торговля с Азией не только никогда не прерывалась, несмотря на все исторические перипетии, но, наоборот, оживлялась. Особенный подъем внешнеторговых отношений начался с III в., когда возникла персидская держава Сасанидов. Константинополь превратился в «золотой мост» в межконтинентальной торговле, охватывавшей территории от Испании до Китая.