искусство, сложившееся в Киевской Руси IX-XII вв. и характеризовавшееся синтезом восточнославянских культурных традиций и традиций Византии и стран Балканского полуострова.
В относительно краткий срок древнерусские мастера освоили приёмы каменного зодчества, мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры, начав поиск собственных средств художественной выразительности.
В IX—X вв. возникли новые типы городских поселений с деревоземляной крепостью (кремлём, детинцем) и густо заселённым посадом. Княжеские дворцы в кремлях с середины X в. имели двухэтажные каменные части (в Чернигове, Киеве).
Первые храмы Киевской Руси украшали преимущественно византийские мастера.
В XI в. развилась иконопись, однако иконы, относящиеся к эпохе Киевской Руси, в том числе и произведения художника Алимпия, получившего в этот период большую известность, не сохранились.
Во второй половине XI в. появился новый тип сравнительно небольшого монастырского храма, трёхнефного, одноглавого, часто без галерей, с уменьшенными хорами (Успенский собор Киево-Печерского монастыря). В XII в. выразительные средства живописи обновляются. По мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной фреской возрастает роль местных мастеров.
В росписях цветовая моделировка сменяется линейной проработкой, краски светлеют, в типах лиц, костюмах получают преобладание славянские черты (фрески Кирилловского монастыря в Киеве, последняя треть XII в.). Оформление богато украшенных рукописей XI-XII вв. («Остромирово евангелие», 1056-1057 гг.) подражало технике перегородчатой эмали на многочисленных виртуозных по исполнению ювелирных изделиях ремесленников Киевской Руси.
Уже в XI — начале XII в. проявилось значительное своеобразие художественной культуры некоторых центров Киевской Руси, особенно Новгорода.
Новгородская иконопись XI — первой половины XII в. близка к византинизирующему направлению искусства Киевской Руси (иконы « Устюжское благовещение », «Ангел Златые власы »).
Во второй половине XII в. в зодчестве приднепровских княжеств произошли серьёзные изменения традиционных для Киевской Руси архитектурных форм: в Овруче (церковь Василия), Смоленске (церковь Михаила Архангела), Чернигове (Пятницкая церковь) и др. городах сооружались одноглавые храмы с сильно повышенными подпружными арками, ярусной композицией верха, лопатками на фасадах.
Наследие Киевской Руси, ставшее значительным вкладом в мировую культуру, получило дальнейшее развитие в художественных достижениях местных школ (Владимиро-Суздальская школа, Новгородская школа и др.) и во многом определило дальнейшую эволюцию древнерусского искусства.
В относительно краткий срок древнерусские мастера освоили приёмы каменного зодчества, мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры, начав поиск собственных средств художественной выразительности.
В IX—X вв. возникли новые типы городских поселений с деревоземляной крепостью (кремлём, детинцем) и густо заселённым посадом. Княжеские дворцы в кремлях с середины X в. имели двухэтажные каменные части (в Чернигове, Киеве).
Первые храмы Киевской Руси украшали преимущественно византийские мастера.
В XI в. развилась иконопись, однако иконы, относящиеся к эпохе Киевской Руси, в том числе и произведения художника Алимпия, получившего в этот период большую известность, не сохранились.
Во второй половине XI в. появился новый тип сравнительно небольшого монастырского храма, трёхнефного, одноглавого, часто без галерей, с уменьшенными хорами (Успенский собор Киево-Печерского монастыря). В XII в. выразительные средства живописи обновляются. По мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной фреской возрастает роль местных мастеров.
В росписях цветовая моделировка сменяется линейной проработкой, краски светлеют, в типах лиц, костюмах получают преобладание славянские черты (фрески Кирилловского монастыря в Киеве, последняя треть XII в.). Оформление богато украшенных рукописей XI-XII вв. («Остромирово евангелие», 1056-1057 гг.) подражало технике перегородчатой эмали на многочисленных виртуозных по исполнению ювелирных изделиях ремесленников Киевской Руси.
Уже в XI — начале XII в. проявилось значительное своеобразие художественной культуры некоторых центров Киевской Руси, особенно Новгорода.
Новгородская иконопись XI — первой половины XII в. близка к византинизирующему направлению искусства Киевской Руси (иконы « Устюжское благовещение », «Ангел Златые власы »).
Во второй половине XII в. в зодчестве приднепровских княжеств произошли серьёзные изменения традиционных для Киевской Руси архитектурных форм: в Овруче (церковь Василия), Смоленске (церковь Михаила Архангела), Чернигове (Пятницкая церковь) и др. городах сооружались одноглавые храмы с сильно повышенными подпружными арками, ярусной композицией верха, лопатками на фасадах.
Наследие Киевской Руси, ставшее значительным вкладом в мировую культуру, получило дальнейшее развитие в художественных достижениях местных школ (Владимиро-Суздальская школа, Новгородская школа и др.) и во многом определило дальнейшую эволюцию древнерусского искусства.