Зеленодольский железнодорожный мост (Романовский мост, Свияжский мост) — железнодорожный мост через Волгу между Зеленодольском и посёлком Нижние Вязовые.
К 1911 году был подготовлен и утвержден проект моста, а открыт он был 11 июля 1913 года в дни празднования 300-летия дома Романовых. Этот мост по мощности пролетов первый в Европе и второй после Америки.
Предпосылки к строительству
Казань по-прежнему во многом оставалась оторванной от важнейших центров страны. Пароходная переправа лишь частично удовлетворяла местных промышленников и торговцев. А в распутье при ледоставе движение прекращалось совсем. Горы грузов лежали по берегам реки у Вязовых и Зеленого Дола. Золотой остров превращался в хаотичное нагромождение продовольственных и промышленных товаров, они неделями мокли под открытым небом.
Осень 1898 г. выдалась затяжной, морозы сменялись оттепелями. Дорожная администрация в конце декабря отказалась принимать некоторые грузы вследствие ненадежности льда. В том году торговцы предъявили владельцам дороги иск на 3000 тыс. рублей за понесенные убытки. Казанское купечество жаловалось в Министерство финансов и Путей сообщения: "Мануфактуристам, галантерейщикам, бакалейщикам нанесен удар, от которого многим из них оправиться будет не легко. Весь строй их торговли нарушен. Выписанные ими сезонные товары (зимние к Рождеству) и застрявшие в пути должны оставаться до будущего года; придется сбывать за полцены.Благодаря оттепели, рыба и продукты животноводства начали портиться там и издавать зловоние, так что некоторые из подобных грузов подвергались сжиганию, чтобы предотвратить отравление воздуха". Коммерсантов обременяли дополнительные расходы на переправу, задержка товаров в пути.
Убытки терпели не только чиновники, но и казна. В 1899 г. транспорт в 4400 пудов пороха застрял в Зеленом Доле на две недели. В 1900 г. такой же транспорт в 6205 пудов стоял на берегу 9 дней. В 1902 г. задержалась отправка в Бобруйск 12260 легких гранат.
В феврале 1913 г. Свияжское уездное земство обратилось в правление дороги с перенести конечную станцию пригородных поездов из Зеленого Дола в Свияжск. В то время ходили из Казани 6 дачных составов. Виды на выгоду оправдались - в последующие годы количество дачных поездов увеличилось.
Вывод: в итоге строительства моста увеличился грузопоток через Казань, т.к. ускорилась доставка грузов (в т.ч., и в соседние города), увеличилось количество пассажирского транспорта из Казани.
Зеленодольский железнодорожный мост (Романовский мост, Свияжский мост) — железнодорожный мост через Волгу между Зеленодольском и посёлком Нижние Вязовые.
К 1911 году был подготовлен и утвержден проект моста, а открыт он был 11 июля 1913 года в дни празднования 300-летия дома Романовых. Этот мост по мощности пролетов первый в Европе и второй после Америки.
Предпосылки к строительству
Казань по-прежнему во многом оставалась оторванной от важнейших центров страны. Пароходная переправа лишь частично удовлетворяла местных промышленников и торговцев. А в распутье при ледоставе движение прекращалось совсем. Горы грузов лежали по берегам реки у Вязовых и Зеленого Дола. Золотой остров превращался в хаотичное нагромождение продовольственных и промышленных товаров, они неделями мокли под открытым небом.
Осень 1898 г. выдалась затяжной, морозы сменялись оттепелями. Дорожная администрация в конце декабря отказалась принимать некоторые грузы вследствие ненадежности льда. В том году торговцы предъявили владельцам дороги иск на 3000 тыс. рублей за понесенные убытки. Казанское купечество жаловалось в Министерство финансов и Путей сообщения: "Мануфактуристам, галантерейщикам, бакалейщикам нанесен удар, от которого многим из них оправиться будет не легко. Весь строй их торговли нарушен. Выписанные ими сезонные товары (зимние к Рождеству) и застрявшие в пути должны оставаться до будущего года; придется сбывать за полцены.Благодаря оттепели, рыба и продукты животноводства начали портиться там и издавать зловоние, так что некоторые из подобных грузов подвергались сжиганию, чтобы предотвратить отравление воздуха". Коммерсантов обременяли дополнительные расходы на переправу, задержка товаров в пути.
Убытки терпели не только чиновники, но и казна. В 1899 г. транспорт в 4400 пудов пороха застрял в Зеленом Доле на две недели. В 1900 г. такой же транспорт в 6205 пудов стоял на берегу 9 дней. В 1902 г. задержалась отправка в Бобруйск 12260 легких гранат.
В феврале 1913 г. Свияжское уездное земство обратилось в правление дороги с перенести конечную станцию пригородных поездов из Зеленого Дола в Свияжск. В то время ходили из Казани 6 дачных составов. Виды на выгоду оправдались - в последующие годы количество дачных поездов увеличилось.
Вывод: в итоге строительства моста увеличился грузопоток через Казань, т.к. ускорилась доставка грузов (в т.ч., и в соседние города), увеличилось количество пассажирского транспорта из Казани.