Наибольшее влияние на восточных славян на этапе становления их государственности оказала Восточная Римская империя ― Византия. Само возникновение славянского государства во многом обусловлено наличием торгового пути "из варяг в греки", то есть в Византию из Европы и Скандинавии через Прибалтику. Контроль транзитной торговли всегда был выгодным делом, а Киев ― будущая "матерь городов русских" ― был как раз в середине этого пути. Как показывает исторический опыт, переход общества от родоплеменных отношений к феодальным неизбежно сопровождается изменением идеологии. Пантеон языческих богов, соответствующий мировоззрению славян времен разобщенности, неизбежно должен был уступить место новым символам, которые бы более прочному объединению славян вокруг Киева, освятили бы процессы феодализации и классового расслоения и укрепили русскую государственность. Такой идеологической базой явилось на Руси православие, ставшее с 988 года, то есть времени крещения Руси, государственной религией. Принятие новой веры стало закономерным окончанием длительного процесса замены политеизма, то есть многобожия, монотеизмом — единобожием христианства. «Повесть временных лет» подробно описывает «сомнения» великого князя Владимира при выборе веры. Летописец красочно повествует о приглашении миссионеров: христианских — из Византии, мусульманских — из Дунайской Болгарии, иудаистских — из Хазарии. В долгом «богословском споре» Владимир отверг проповеди всех, кроме представителей Византии. Таким образом, согласно летописной легенде, был сделан выбор в пользу христианства. На самом деле суть проблемы выбора религии заключалась не в личных пристрастиях князя и дружины. Вопрос о государственной религии был вопросом большой политики. Речь шла о том, с кем пойдет Русь — с католическим Западом, с византийским православным Югом или с мусульманским Востоком.
Как показывает исторический опыт, переход общества от родоплеменных отношений к феодальным неизбежно сопровождается изменением идеологии. Пантеон языческих богов, соответствующий мировоззрению славян времен разобщенности, неизбежно должен был уступить место новым символам, которые бы более прочному объединению славян вокруг Киева, освятили бы процессы феодализации и классового расслоения и укрепили русскую государственность. Такой идеологической базой явилось на Руси православие, ставшее с 988 года, то есть времени крещения Руси, государственной религией. Принятие новой веры стало закономерным окончанием длительного процесса замены политеизма, то есть многобожия, монотеизмом — единобожием христианства.
«Повесть временных лет» подробно описывает «сомнения» великого князя Владимира при выборе веры. Летописец красочно повествует о приглашении миссионеров: христианских — из Византии, мусульманских — из Дунайской Болгарии, иудаистских — из Хазарии. В долгом «богословском споре» Владимир отверг проповеди всех, кроме представителей Византии. Таким образом, согласно летописной легенде, был сделан выбор в пользу христианства. На самом деле суть проблемы выбора религии заключалась не в личных пристрастиях князя и дружины. Вопрос о государственной религии был вопросом большой политики. Речь шла о том, с кем пойдет Русь — с католическим Западом, с византийским православным Югом или с мусульманским Востоком.