Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и избирались они на собраниях плебса по трибам. Но в целом трибунат с течением времени приобрел общегосударственный характер, став своеобразным контрольным органом демократии.
Народных трибунов было 10 человек, избиравшихся ежегодно. Как должностные лица они не подлежали ответственности и были неприкосновенны: лицо, оскорбившее народного трибуна или причинившее ему вред, считалось проклятым, становилось вне закона. Основным и самым ранним историческим правом трибунов было право народный трибун был обязан своим личным вмешательством (intercessio) любому гражданину, обратившемуся к нему за содействием против каждого магистрата (кроме диктатора, на которого право интерцессии не распространялось). Для того чтобы народного трибуна легко можно было найти, он не мог покидать Рим более чем на один день, и дверь его дома должна была быть всегда открытой.
Из права впоследствии развилось более широкое право протеста против распоряжений должностных лиц, решений сената и даже предложений, вносимых в народные собрания, если трибуны находили их несогласными с интересами плебеев. Протест трибунов выражался в том, что они произносили: «veto» («запрещаю»). После этого соответствующее распоряжение или акт приостанавливались до тех пор, пока трибун не снимал своего запрещения. Право veto принадлежало каждому отдельному трибуну, что тормозило деятельность коллегии в целом и часто приводило к злоупотреблениям.
Народные трибуны имели право прибегать к мерам принуждения по отношению к тем, кто им противодействовал. К таким мерам принадлежали денежный штраф, арест и, в исключительных случаях, даже смертная казнь (свержение с Тарпейской скалы).
народный требун
Объяснение:
Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и избирались они на собраниях плебса по трибам. Но в целом трибунат с течением времени приобрел общегосударственный характер, став своеобразным контрольным органом демократии.
Народных трибунов было 10 человек, избиравшихся ежегодно. Как должностные лица они не подлежали ответственности и были неприкосновенны: лицо, оскорбившее народного трибуна или причинившее ему вред, считалось проклятым, становилось вне закона. Основным и самым ранним историческим правом трибунов было право народный трибун был обязан своим личным вмешательством (intercessio) любому гражданину, обратившемуся к нему за содействием против каждого магистрата (кроме диктатора, на которого право интерцессии не распространялось). Для того чтобы народного трибуна легко можно было найти, он не мог покидать Рим более чем на один день, и дверь его дома должна была быть всегда открытой.
Из права впоследствии развилось более широкое право протеста против распоряжений должностных лиц, решений сената и даже предложений, вносимых в народные собрания, если трибуны находили их несогласными с интересами плебеев. Протест трибунов выражался в том, что они произносили: «veto» («запрещаю»). После этого соответствующее распоряжение или акт приостанавливались до тех пор, пока трибун не снимал своего запрещения. Право veto принадлежало каждому отдельному трибуну, что тормозило деятельность коллегии в целом и часто приводило к злоупотреблениям.
Народные трибуны имели право прибегать к мерам принуждения по отношению к тем, кто им противодействовал. К таким мерам принадлежали денежный штраф, арест и, в исключительных случаях, даже смертная казнь (свержение с Тарпейской скалы).