Нариманов — крупный азербайджанский романист и драматург. В своих произведениях он отражал этапы борьбы за раскрепощение Востока[51]. По своей художественной манере Нариманов — реалист-бытовик с публицистическим уклоном[62].
Нариман Нариманов создал ряд крупных художественных произведений, имевшие огромное значение для развития азербайджанской литературы. В 1895 году в Баку была опубликована пьеса «Беда от языка» или «Шамдан-бек»[63]. В 1896 году вышел его роман «Бахадур и Сона», или как сам автор его назвал «Маленький роман», в основе сюжета которого лежит любовь азербайджанского юноши Бахадура и армянской девушки Соны. Роман вызвал гневную реакцию у духовенства. Это произведение стало первым реалистическим романом в азербайджанской литературе[64]. Нариманов — автор первой в истории азербайджанской литературы исторической трагедии «Надир-шах» (1899)[65]. Долгое время царские власти воспрепятствовали постановки трагедии и она была поставлена на азербайджанской сцене лишь после Первой русской революции[63].
В повести «Пир» Нариманов выступает против религии, бичует фанатизм и разоблачает духовенство царской России. Это произведение — один из лучших образцов агитационно-пропагандистской, антирелигиозной литературы[62]. В этом же духе написана и другая повесть «Наданлык» («Невежество»)[2]. В 1915 году был опубликован его рассказ «Приключения одного селения»[66].
В литературно-критических статьях Нариманов рассматривал проблемы реализма в сочинениях Касум-бека Закира, Мирзы Фатали Ахундова, Джалила Мамедкулизаде, А. Сабира и др.[47]. Он отстаивал реализм, критиковал теорию «чистого» искусства[67]. Автор воспоминаний о В. И. Ленине[65].
По мотивам произведений Наримана Нариманова в 1956 году был снят фильм Шамдан-бек (азерб.)русск. (реж. Р. Казимовский (азерб.)русск.), а в 1962 году поставлена опера Бахадур и Сона (азерб.)русск. композитора Сулеймана Алескерова.
Нариманов — крупный азербайджанский романист и драматург. В своих произведениях он отражал этапы борьбы за раскрепощение Востока[51]. По своей художественной манере Нариманов — реалист-бытовик с публицистическим уклоном[62].
Нариман Нариманов создал ряд крупных художественных произведений, имевшие огромное значение для развития азербайджанской литературы. В 1895 году в Баку была опубликована пьеса «Беда от языка» или «Шамдан-бек»[63]. В 1896 году вышел его роман «Бахадур и Сона», или как сам автор его назвал «Маленький роман», в основе сюжета которого лежит любовь азербайджанского юноши Бахадура и армянской девушки Соны. Роман вызвал гневную реакцию у духовенства. Это произведение стало первым реалистическим романом в азербайджанской литературе[64]. Нариманов — автор первой в истории азербайджанской литературы исторической трагедии «Надир-шах» (1899)[65]. Долгое время царские власти воспрепятствовали постановки трагедии и она была поставлена на азербайджанской сцене лишь после Первой русской революции[63].
В повести «Пир» Нариманов выступает против религии, бичует фанатизм и разоблачает духовенство царской России. Это произведение — один из лучших образцов агитационно-пропагандистской, антирелигиозной литературы[62]. В этом же духе написана и другая повесть «Наданлык» («Невежество»)[2]. В 1915 году был опубликован его рассказ «Приключения одного селения»[66].
В литературно-критических статьях Нариманов рассматривал проблемы реализма в сочинениях Касум-бека Закира, Мирзы Фатали Ахундова, Джалила Мамедкулизаде, А. Сабира и др.[47]. Он отстаивал реализм, критиковал теорию «чистого» искусства[67]. Автор воспоминаний о В. И. Ленине[65].
По мотивам произведений Наримана Нариманова в 1956 году был снят фильм Шамдан-бек (азерб.)русск. (реж. Р. Казимовский (азерб.)русск.), а в 1962 году поставлена опера Бахадур и Сона (азерб.)русск. композитора Сулеймана Алескерова.