Первой целью, которой добивались горожане во всех странах феодальной эры, было право организации городской жизни на базе самоуправления. Прототипом для горожан Беларуси служили нормы права города Магдебурга. Жалованные грамоты на магдебургское право провозглашали три принципа: отмену действовавших до этого обычаев, литовского, российского права; отмену власти и суда над мещанами державцев, помещиков, воевод и всех остальных чинов великокняжеской администрации на местах; учреждение самоуправления – рады, избираемой горожанами.То, что города Беларуси, по крайней мере наикрупнейшие, до магдебургского права имели свой трибунал и свое право, подтверждают источники. Можно только предположить, что местное право видимо не достаточно учитывало специальные нужды и деятельность горожан, новое положение самого города как центра ремесла и торговли. В неприятном случае тяжело понять сам факт замены местного права чужеземным, беря во внимание столь типичную феодальной эре приверженность традиции, старине.
Следовательно, достигнутый уровень городской жизни оказался в противоречии с традиционными правовыми нормами. Видимо, этот конфликт назревал в течение долгого времени и, естественно, ранее остальных острота его сказалась в больших городах. Не случаем они первыми получили магдебургское право. Это были, как понятно, Брест, Гродно, Слуцк, Полоцк, Минск. Лишь в смене социальной структуры населения и в изменившемся уровне экономической деятельности городов в качестве центров ремесла и торговли можно отыскать реальную почву для утверждения в городах Беларуси магдебургского права. Предоставление городам самоуправления было, непременно, признанием за ними определенной публичной силы, принципиальной роли в судьбах страны. Оно составило целый этап его социально-экономической истории. период ранешнего средневековья города римского происхождения, служившие центрами ремесла и торговли, пришли в упадок. Поэтому вся хозяйственная жизнь Западной Европы сосредоточилась в поместьях, где ремесло являлось составной частью общего крестьянского труда. И хотя в Европе сохранялись городские населенные пункты, но социально-экономическое положение их обитателей практически ничем не различалось от положения сельского населения, поскольку города были поглощены феодальными поместьями. Горожане, так же как и сельские обитатели, трудились на пашнях, выращивали скот, делали повинности в пользу феодалов. Система управления в европейских городах была еще менее развитой, чем в богатых торговых городах Византии и государств Востока.
С конца XI века началось экономическое возрождение европейских городов, вызванное до этого всего объективным действием публичного разделения труда. Главными причинами отделения ремесла от земледелия стали рост продуктивности сельского хозяйства, увеличение размеров производимого сырья и продовольствия, что дало возможность части населения отрешиться от занятия сельским хозяйством. Не считая того, правительство и церковь рассчитывали на создание в городах собственных опорных пунктов, а также на денежные поступления от их обитателей, поэтому они всячески поддерживали развитие городских поселений.
Наряду с возрождением старых городов, основанных еще во времена Римской империи, появлялись новейшие городские поселения, как правило, на пересечении сухопутных и аква транспортных путей, у стенок феодальных замков и больших монастырей. Там начинали развиваться ремесленное создание и торговля, что заметно повышало экономический и политический статус городов. Равномерно изменялась их роль: из административных и религиозных центров они преобразовывались в центры экономического и культурного прогресса.
Следует отметить, что популяция городов было немногочисленным, в среднем от 10 до 35 тыс. обитателей; были и более маленькие, в которых проживало от 1 до 5 тыщ человек. Как правило, все города имели свой центр, включавший рыночную площадь, городской собор и ратушу. Вокруг него размещались предместья, где по принципу соседства селились ремесленники одной либо смежных профессий. В Средние века города окружали каменные либо древесные стенки и глубочайшие рвы, заполненные водой. Городские ворота на ночь запирались, а мосты через рвы поднимались. Улицы были немощеными, неосвещенными, кривыми и узенькими, так как крепостные стенки мешали городу расти вширь – улица обязана была быть «не шире длины копья». Древесные дома возводились вплотную друг к другу, верхние этажи выдавались вперед, равномерно смыкаясь наверху, поэтому солнечный свет практически не проникал в окна домов.
Малые города и местечки, расположенные на оживленных торговых путях – «гостинцах» - преобразовывались в место постоя купеческих обозов. Такие поселения традиционно насчитывали по несколько десятков корчем и постоялых дворов.
Первой целью, которой добивались горожане во всех странах феодальной эры, было право организации городской жизни на базе самоуправления. Прототипом для горожан Беларуси служили нормы права города Магдебурга. Жалованные грамоты на магдебургское право провозглашали три принципа: отмену действовавших до этого обычаев, литовского, российского права; отмену власти и суда над мещанами державцев, помещиков, воевод и всех остальных чинов великокняжеской администрации на местах; учреждение самоуправления – рады, избираемой горожанами.То, что города Беларуси, по крайней мере наикрупнейшие, до магдебургского права имели свой трибунал и свое право, подтверждают источники. Можно только предположить, что местное право видимо не достаточно учитывало специальные нужды и деятельность горожан, новое положение самого города как центра ремесла и торговли. В неприятном случае тяжело понять сам факт замены местного права чужеземным, беря во внимание столь типичную феодальной эре приверженность традиции, старине.
Следовательно, достигнутый уровень городской жизни оказался в противоречии с традиционными правовыми нормами. Видимо, этот конфликт назревал в течение долгого времени и, естественно, ранее остальных острота его сказалась в больших городах. Не случаем они первыми получили магдебургское право. Это были, как понятно, Брест, Гродно, Слуцк, Полоцк, Минск. Лишь в смене социальной структуры населения и в изменившемся уровне экономической деятельности городов в качестве центров ремесла и торговли можно отыскать реальную почву для утверждения в городах Беларуси магдебургского права. Предоставление городам самоуправления было, непременно, признанием за ними определенной публичной силы, принципиальной роли в судьбах страны. Оно составило целый этап его социально-экономической истории. период ранешнего средневековья города римского происхождения, служившие центрами ремесла и торговли, пришли в упадок. Поэтому вся хозяйственная жизнь Западной Европы сосредоточилась в поместьях, где ремесло являлось составной частью общего крестьянского труда. И хотя в Европе сохранялись городские населенные пункты, но социально-экономическое положение их обитателей практически ничем не различалось от положения сельского населения, поскольку города были поглощены феодальными поместьями. Горожане, так же как и сельские обитатели, трудились на пашнях, выращивали скот, делали повинности в пользу феодалов. Система управления в европейских городах была еще менее развитой, чем в богатых торговых городах Византии и государств Востока.
С конца XI века началось экономическое возрождение европейских городов, вызванное до этого всего объективным действием публичного разделения труда. Главными причинами отделения ремесла от земледелия стали рост продуктивности сельского хозяйства, увеличение размеров производимого сырья и продовольствия, что дало возможность части населения отрешиться от занятия сельским хозяйством. Не считая того, правительство и церковь рассчитывали на создание в городах собственных опорных пунктов, а также на денежные поступления от их обитателей, поэтому они всячески поддерживали развитие городских поселений.
Наряду с возрождением старых городов, основанных еще во времена Римской империи, появлялись новейшие городские поселения, как правило, на пересечении сухопутных и аква транспортных путей, у стенок феодальных замков и больших монастырей. Там начинали развиваться ремесленное создание и торговля, что заметно повышало экономический и политический статус городов. Равномерно изменялась их роль: из административных и религиозных центров они преобразовывались в центры экономического и культурного прогресса.
Следует отметить, что популяция городов было немногочисленным, в среднем от 10 до 35 тыс. обитателей; были и более маленькие, в которых проживало от 1 до 5 тыщ человек. Как правило, все города имели свой центр, включавший рыночную площадь, городской собор и ратушу. Вокруг него размещались предместья, где по принципу соседства селились ремесленники одной либо смежных профессий. В Средние века города окружали каменные либо древесные стенки и глубочайшие рвы, заполненные водой. Городские ворота на ночь запирались, а мосты через рвы поднимались. Улицы были немощеными, неосвещенными, кривыми и узенькими, так как крепостные стенки мешали городу расти вширь – улица обязана была быть «не шире длины копья». Древесные дома возводились вплотную друг к другу, верхние этажи выдавались вперед, равномерно смыкаясь наверху, поэтому солнечный свет практически не проникал в окна домов.
Малые города и местечки, расположенные на оживленных торговых путях – «гостинцах» - преобразовывались в место постоя купеческих обозов. Такие поселения традиционно насчитывали по несколько десятков корчем и постоялых дворов.