Ранняя история Караханидов освещена в источниках неполно, и сведения о нем носят в основном полулегендарный характер. Тем не менее, через повествования, переданные поздними мусульманскими авторами, можно восстановить общий ход событий, мотивы и характер распространения ислама среди тюркских племен Жетысу и Восточного Туркестана, особенности и значение данного процесса. Основатель государства Караханидов Сатук Богра Кара-хан (915-955 гг.) стоит у истоков исламизации его населения. О легендарном кагане у Джамала Карши сказано: «Сатук Бугра-хан ал Муджахид Абд ал Карим ибн Базир Арслан-хан ибн Тангла [Билга] Бахур [Нахур] Кадр-хан из рода Афрасиаба ибн Пушанг ибн Алп ибн Рисиман», «он был первым среди тюркских хаканов, кто принял ислам в пределах Кашгара и Фарганы в правление правоверных в государстве ал-амир ар-Рашид Абд ал-Малика ибн Нуха ас-Самани» [1, с. 101].
В письменных источниках упоминается о бегстве через Жетысу в Кашгар ко двору кар-лукского правителя Огулчака саманида Насра ибн Мансура, потерпевшего поражение в междоусобной войне в конце IX века. Огулчак был сыном небезызвестного Бильге Кюль Кадыр-хана, однако он не придерживался мусульманской религии. Тюркский вождь хорошо принял изгнанного иранского аристократа [2, с. 104 -106], даже дал ему в правление область (возможно, желая использовать его для своих политических целей). Разумеется, бывший царь Маве-раннахра приехал не один: речь идет об иммиграции в страну значительной группы бухарских мусульман из числа сторонников и родичей эмира.
Торговые и культурные связи между Восточным Туркестаном и Мавераннахром резко возросли с поселением в Кашгаре мусульман: «И зачастили торговые караваны из Бухары и Самарканда в него (Артудж - селение в Восточном Туркестане), сбывая утварь и ткани» [2, c. 104 - 105] Огулчак был человеком неглубоким, он очень соблазнялся товарами, дивился парче, сладостям, и только потом у него появился некоторый интерес к культуре и религии бухарских мусульман. В составе караванов, разумеется, были и проповедники-суфии, да и каждый купец был верующим и осведомленным в вопросах веры человеком. Но всерьез заинтересоваться исламом суждено было не Огулчаку, а молодому племяннику кашгарского правителя - Сатуку.
Согласно традиционным источникам, в свои двенадцать лет Сатук был мальчиком «совершенной красоты, природного ума, чистоты помыслов, здравого разумения и понимания, чего не было у царевичей до него» [2, c. 104]. Однажды он видел, как люди из Бухары совершают намаз и спросил Насра ас-Самани, что они делают. Тот поспешил разъяснить ему основы мусульманства. Проповедь саманида и наблюдение за жизнью мусульман заставили Сатука глубоко задуматься о религии и вынести свое первое суждение: «И как же достойно поклонения это божество, и как прав этот пророк (в том), что следовали за ним».
В распространенных в Восточном Туркестане, Средней Азии и Казахстане дастанах о Сатуке Богра-хане, личность будущего кагана окружена ореолом святости. Миссия правителя среди тюрков (как и родившегося позже него Ходжи Ахмеда Йасави) была предопределена свыше: во время миграджа пророк Мухаммед в присутствии ангела Джебраила лично разговаривал с духом будущего Сатука. Приводятся и другие мистические сюжеты. Первый урок ислама тюркский принц получил в юном возрасте во время охоты. Сатук отделился от друзей, догоняя зайца. Заяц будто бы обернулся старцем, святым Хизром. Хизр был первым, кто проповедал ему истину ислама [3].
В варианте сказаний, приведенных Чоканом Валихановым, караханидского хана обратил в мусульманство саманидский проповедник, ходжа, благочестивый ученый и торговец Абунаср ас-Самани. Самани был глубоко верующим человеком; однажды ему приснился пророк Мухаммед, сообщивший ему радостную весть о том, что на него возлагается почетная миссия обращения в ислам Сатука в Туркестане, будущего воителя за веру, но «пока в образе неверного». По приказу Пророка «Восстань. Он родился. Иди и ищи» Абунаср Самани-ходжа отправляется в Туркестан и находит в Кашгаре Сатука [4, c. 117-118]. Вполне возможно, что наряду с сама-нидским принцем на мировоззрение Сатука оказали влияние и другие личности — ученые, суфии (фигурирует также имя богослова Калимати, жившего при дворе тюркского кагана).
Ранняя история Караханидов освещена в источниках неполно, и сведения о нем носят в основном полулегендарный характер. Тем не менее, через повествования, переданные поздними мусульманскими авторами, можно восстановить общий ход событий, мотивы и характер распространения ислама среди тюркских племен Жетысу и Восточного Туркестана, особенности и значение данного процесса. Основатель государства Караханидов Сатук Богра Кара-хан (915-955 гг.) стоит у истоков исламизации его населения. О легендарном кагане у Джамала Карши сказано: «Сатук Бугра-хан ал Муджахид Абд ал Карим ибн Базир Арслан-хан ибн Тангла [Билга] Бахур [Нахур] Кадр-хан из рода Афрасиаба ибн Пушанг ибн Алп ибн Рисиман», «он был первым среди тюркских хаканов, кто принял ислам в пределах Кашгара и Фарганы в правление правоверных в государстве ал-амир ар-Рашид Абд ал-Малика ибн Нуха ас-Самани» [1, с. 101].
В письменных источниках упоминается о бегстве через Жетысу в Кашгар ко двору кар-лукского правителя Огулчака саманида Насра ибн Мансура, потерпевшего поражение в междоусобной войне в конце IX века. Огулчак был сыном небезызвестного Бильге Кюль Кадыр-хана, однако он не придерживался мусульманской религии. Тюркский вождь хорошо принял изгнанного иранского аристократа [2, с. 104 -106], даже дал ему в правление область (возможно, желая использовать его для своих политических целей). Разумеется, бывший царь Маве-раннахра приехал не один: речь идет об иммиграции в страну значительной группы бухарских мусульман из числа сторонников и родичей эмира.
Торговые и культурные связи между Восточным Туркестаном и Мавераннахром резко возросли с поселением в Кашгаре мусульман: «И зачастили торговые караваны из Бухары и Самарканда в него (Артудж - селение в Восточном Туркестане), сбывая утварь и ткани» [2, c. 104 - 105] Огулчак был человеком неглубоким, он очень соблазнялся товарами, дивился парче, сладостям, и только потом у него появился некоторый интерес к культуре и религии бухарских мусульман. В составе караванов, разумеется, были и проповедники-суфии, да и каждый купец был верующим и осведомленным в вопросах веры человеком. Но всерьез заинтересоваться исламом суждено было не Огулчаку, а молодому племяннику кашгарского правителя - Сатуку.
Согласно традиционным источникам, в свои двенадцать лет Сатук был мальчиком «совершенной красоты, природного ума, чистоты помыслов, здравого разумения и понимания, чего не было у царевичей до него» [2, c. 104]. Однажды он видел, как люди из Бухары совершают намаз и спросил Насра ас-Самани, что они делают. Тот поспешил разъяснить ему основы мусульманства. Проповедь саманида и наблюдение за жизнью мусульман заставили Сатука глубоко задуматься о религии и вынести свое первое суждение: «И как же достойно поклонения это божество, и как прав этот пророк (в том), что следовали за ним».
В распространенных в Восточном Туркестане, Средней Азии и Казахстане дастанах о Сатуке Богра-хане, личность будущего кагана окружена ореолом святости. Миссия правителя среди тюрков (как и родившегося позже него Ходжи Ахмеда Йасави) была предопределена свыше: во время миграджа пророк Мухаммед в присутствии ангела Джебраила лично разговаривал с духом будущего Сатука. Приводятся и другие мистические сюжеты. Первый урок ислама тюркский принц получил в юном возрасте во время охоты. Сатук отделился от друзей, догоняя зайца. Заяц будто бы обернулся старцем, святым Хизром. Хизр был первым, кто проповедал ему истину ислама [3].
В варианте сказаний, приведенных Чоканом Валихановым, караханидского хана обратил в мусульманство саманидский проповедник, ходжа, благочестивый ученый и торговец Абунаср ас-Самани. Самани был глубоко верующим человеком; однажды ему приснился пророк Мухаммед, сообщивший ему радостную весть о том, что на него возлагается почетная миссия обращения в ислам Сатука в Туркестане, будущего воителя за веру, но «пока в образе неверного». По приказу Пророка «Восстань. Он родился. Иди и ищи» Абунаср Самани-ходжа отправляется в Туркестан и находит в Кашгаре Сатука [4, c. 117-118]. Вполне возможно, что наряду с сама-нидским принцем на мировоззрение Сатука оказали влияние и другие личности — ученые, суфии (фигурирует также имя богослова Калимати, жившего при дворе тюркского кагана).
Объяснение:
Если не правильно то простите...